Взлеты и падения разрядки в холодной войне.
С конца 1960 – х до конца 1970-х годов холодная война была отмечена периодом, известным как “разрядка” - долгожданное ослабление напряженности между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В то время как период разрядки привел к продуктивным переговорам и договорам о контроле над ядерными вооружениями и улучшению дипломатических отношений, события в конце десятилетия вновь поставят сверхдержавы на грань войны.
Использование термина “сдерживание”— по-французски “расслабление”— в отношении ослабления напряженных геополитических отношений восходит к Сердечному соглашению 1904 года между Великобританией и Францией, которое положило конец многовековой войне и оставило страны сильными союзниками в Первой мировой войне и после нее.
В контексте холодной войны президенты США Ричард Никсон и Джеральд Форд назвали разрядку “оттаиванием” американо-советской ядерной дипломатии, необходимой для предотвращения ядерной конфронтации.
Разрядка в стиле холодной войны
В то время как советско-американские отношения были напряженными с конца Второй мировой войны, опасения войны между двумя ядерными сверхдержавами достигли пика с Кубинским ракетным кризисом 1962 года. Столь близкое приближение Армагеддона побудило лидеров обеих стран заключить некоторые из первых в мире пактов о контроле над ядерными вооружениями, включая Договор об ограниченном запрещении испытаний в 1963 году.
В ответ на Кубинский ракетный кризис была установлена прямая телефонная линия – так называемый красный телефон-между Белым домом США и Советским Кремлем в Москве, что позволило лидерам обеих стран мгновенно общаться, чтобы снизить риски ядерной войны.
Несмотря на мирные прецеденты, созданные этим ранним актом разрядки, быстрая эскалация войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов усилила советско-американскую напряженность и сделала дальнейшие переговоры по ядерному оружию практически невозможными.
Однако к концу 1960-х годов как советское, так и американское правительства осознали один важный и неизбежный факт гонки ядерных вооружений: она была чрезвычайно дорогой. Расходы на перенаправление все большей части своих бюджетов на военные исследования привели к тому, что обе страны столкнулись с внутренними экономическими трудностями.
В то же время китайско-советский раскол – быстрое ухудшение отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой – сделал более дружественные отношения с Соединенными Штатами лучшей идеей для СССР.
В Соединенных Штатах растущие расходы и политические последствия войны во Вьетнаме заставили политиков рассматривать улучшение отношений с Советским Союзом как полезный шаг в предотвращении подобных войн в будущем.
Если обе стороны будут готовы, по крайней мере, изучить идею контроля над вооружениями, то в конце 1960-х-начале 1970-х годов наступит наиболее продуктивный период разрядки.

Первые договоры о разрядке
Первое свидетельство сотрудничества эпохи разрядки появилось в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года, пакте, подписанном несколькими крупнейшими ядерными и неядерными державами, которые обязались сотрудничать в пресечении распространения ядерных технологий.
Хотя ДНЯО в конечном счете не предотвратил распространение ядерного оружия, он проложил путь для первого раунда переговоров по ограничению стратегических вооружений (SALT I) с ноября 1969 по май 1972 года. Переговоры по "СОЛИ I" привели к заключению Договора о противоракетной обороне наряду с временным соглашением, ограничивающим количество межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которыми может обладать каждая сторона.
В 1975 году в результате двухлетних переговоров Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят Хельсинкский заключительный акт. Подписанный 35 странами, этот Закон касался целого ряда глобальных проблем, связанных с последствиями холодной войны, включая новые возможности для торговли и культурного обмена, а также политики, способствующей всеобщей защите прав человека.
Смерть и возрождение разрядки
К сожалению, не все, но большинство хороших вещей должны закончиться. К концу 1970-х годов теплое сияние американо-советской разрядки начало угасать. В то время как дипломаты обеих стран договорились о втором соглашении о СОЛИ (SALT II), ни одно правительство не ратифицировало его. Вместо этого обе страны согласились продолжать придерживаться положений о сокращении вооружений, содержащихся в старом пакте СОЛИ I, в ожидании будущих переговоров.
По мере ослабления разрядки прогресс в области контроля над ядерными вооружениями полностью застопорился. По мере того как их отношения продолжали разрушаться, стало ясно, что и США, и Советский Союз переоценили степень, в которой разрядка будет способствовать приятному и мирному окончанию холодной войны.
Разрядка почти закончилась, когда Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году. Президент Джимми Картер разозлил Советы, увеличив расходы США на оборону и субсидируя усилия антисоветских боевиков-моджахедов в Афганистане и Пакистане.
Вторжение в Афганистан также вынудило Соединенные Штаты бойкотировать Олимпийские игры 1980 года, проходившие в Москве. Позже в том же году Рональд Рейган был избран президентом Соединенных Штатов после того, как выступил на платформе против разрядки. На своей первой пресс-конференции в качестве президента Рейган назвал разрядку “улицей с односторонним движением, которую Советский Союз использовал для достижения своих целей”.
С советским вторжением в Афганистан и избранием Рейгана разворот политики разрядки, начавшийся во времена администрации Картера, пошел быстрыми темпами. В соответствии с тем, что стало известно как “Доктрина Рейгана”, Соединенные Штаты предприняли крупнейшее военное наращивание со времен Второй мировой войны и проводили новую политику, прямо противоположную Советскому Союзу. Рейган возродил программу ядерных бомбардировщиков большой дальности B-1 Lancer, которая была свернута администрацией Картера, и приказал увеличить производство высокомобильной ракетной системы MX. После того, как Советы начали развертывать свои МБР средней дальности RSD-10 Pioneer, Рейган убедил НАТО развернуть ядерные ракеты в Западной Германии. Наконец, Рейган отказался от всех попыток реализовать положения соглашения о ядерном оружии SALT II. Переговоры по контролю над вооружениями не возобновлялись до тех пор, пока Михаил Горбачев, будучи единственным кандидатом в голосовании, не был избран президентом Советского Союза в 1990 году.
С разработкой Соединенными Штатами так называемой Стратегической оборонной инициативы президента Рейгана “Звездные войны” (SDI) противоракетной системы противоракетной обороны, Горбачев понял, что затраты на противодействие американским достижениям в области систем ядерного оружия, в то же время продолжая вести войну в Афганистане, в конечном итоге обанкротят его правительство.
Перед лицом растущих расходов Горбачев согласился на новые переговоры о контроле над вооружениями с президентом Рейганом. Результатом их переговоров стали Договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 годов. В соответствии с двумя пактами, известными как СНВ-1 и СНВ-2, обе страны не только согласились прекратить производство нового ядерного оружия, но и систематически сокращать свои существующие запасы оружия.
С момента вступления в силу договоров СНВ количество ядерного оружия, контролируемого двумя сверхдержавами времен холодной войны, значительно сократилось. В Соединенных Штатах число ядерных устройств сократилось с более чем 31 100 в 1965 году до примерно 7200 в 2014 году. Ядерные запасы в России/Советском Союзе сократились примерно с 37 000 в 1990 году до 7500 в 2014 году.
Договоры СНВ предусматривают продолжение сокращения ядерных вооружений до 2022 года, когда запасы должны быть сокращены до 3620 единиц в Соединенных Штатах и 3350 единиц в России.