Актуальная судебная практика по вопросу: "ОСАГО - спор по обязанности представления ТС на осмотр по месту нахождения Страховщика"
Добрый день, уважаемые коллеги!
В практики урегулирования страховых случаев по ОСАГО часто встречается следующая ситуация: поврежденное авто не может передвигаться своим ходом и, соответственно, не может быть представлено к осмотру в месте нахождения страховой компании. В силу пункта 11 статьи 12 Закона Об ОСАГО данное обстоятельство является основанием к возложению на страховую компанию обязанности по организации выездного осмотра.
Однако даже несмотря на указание невозможности ТС к передвижению в заявлении о страховом случае, многие страховые вызывают потерпевшего на осмотр по адресу своего филиала, а при непредоставлении - возвращают комплект документов без рассмотрения.
При этом судебная практика на протяжении длительного времени была неоднозначна: кто-то соглашался с доводами потерпевших, что ТС не могло передвигаться, кто-то, напротив, соглашался с доводами страховых, которые говорили, что полученные повреждения не препятствовали фактически и в соответствии с ПДД предоставлению ТС на осмотр. В частности страховые компанию часто ссылаются, что повреждение фар не препятствуют предоставлению на осмотр, поскольку езда с поврежденными фарами допускается в дневное время.
Представляю вашему вниманию ряд судебных актов, которые четко разрешают данный вопрос.
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 17.08.2021 №33-2329/2021:
"Судом первой инстанции установлено и подтверждено имеющимися в материалах
дела доказательствами, что в заявлении от... года, направленном в страховую компанию, Р. уведомила ПАО СК «Р.» о том, что повреждения, имеющиеся на ее транспортном средстве, исключают возможность его участия в дорожном движении, в связи с чем предложила провести осмотр транспортного средства по адресу: .
Из акта осмотра транспортного средства № следует, что на момент осмотра... года после ДТП... года на автомашине «M...», регистрационный знак..., принадлежащей на праве собственности Р., имеются следующие повреждения: деформация передней правой двери, деформация задней правой двери, разрушение задней правой внутренней накладки порога, деформация
наружного порога правой двери, деформация усилителя правого переднего порога,
деформация задней наружной части правой боковины, в верхней части; смещение
облицовки переключателя задней правой двери, раскол заднего правого внутреннего фонаря, отсутствие облицовки правого порога.
Фотографиями указанного автомобиля, выполненными в ходе его осмотра,
подтверждается, что автомобиль имел неисправность заднего светового прибора (правой фары).
Согласно п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к
эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
(согласно приложению).
Указанным перечнем в пункте 3.3 предусмотрена ситуация, когда не работают в
установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие на автомашине
«», регистрационный знак №, принадлежащей Р., такого
повреждения, как раскол заднего правого внутреннего фонаря, исключало участие его в дорожном движении.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными,
основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах,
соответствуют нормам действующего законодательства.
Довод представителя ПАО СК «Р.» о том, что, поскольку повреждение
автомашины «», регистрационный знак №, (раскол заднего правого внутреннего фонаря), не являлось повреждением, полученным в ДТП... года, и было финансовым уполномоченным исключено из числа повреждений, в связи с чем страховое возмещение не подлежало взысканию в пользу Р..., в связи с неисполнением ею обязанности по представлению поврежденного автомобиля на осмотр в страховую компанию, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку наличие на автомашине Р. повреждения (раскол заднего правого внутреннего фонаря) исключало участие данного транспортного средства в дорожном движении в принципе, соответственно, осмотр автомашины подлежал проведению ПАО СК «Р.» по адресу места ее нахождения".
К аналогичным правовым выводам приходили в апелляционных определениях
Оренбургский областной суд (АО от 20.05.2021 № 33-3407/2021),
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (АО от 02.09.2021 №33-
1730/2021), Пензенский областной суд (АО от 20.07.2021 №33-2035/2021), Верховный суд республики Дагестан (АО от 26.08.2021 №33-5006/2021), Приморский краевой суд (АО от 03.06.2021 №33-4991/21).
Уважаемые коллеги, знайте актуальную судебную практику и применяйте ее в профессиональной деятельности!
Спасибо Вам за интересный материал из судебной практики, всегда актуально и полезно

Благодарю Вас за полезную информацию!
Благодарю Вас, Никита Андреевич, что обратили внимание на судебные акты, которые четко разрешают поставленный вопрос. Полезно это знать!
Спасибо Вам огромное за Вашу публикацию! Прочла с большим интересом! Хорошего дня и отличного настроения!

Спасибо за публикацию! Очень интересная и познавательная статья! Действительно нужная судебная практика по ОСАГО. Это полезно знать страховщикам!