Аспекты обеспечения экологической безопасности при транспортировке углеводородов на арктическом шельфе

13 дочитываний
0 комментариев

На сегодняшний день Арктика является главным объектом исследований многих государств, будучи регионом с огромными запасами газа и нефти, а также других минеральных ресурсов. Системы транспортировки являются одним из главных факторов успешного развития ресурсного освоения Арктики. На нынешнем этапе освоения углеводородных богатств арктического региона стоит острая необходимость создания новых и совершенствования существующих технологий транспортировки добытой нефтегазовой продукции не только в техническом, но и в организационном плане.

Любая деятельность в Арктическом регионе, и на шельфе в особенности, требует огромных затрат и усилий. Суровой климат и наличие льда являются главными вызовами при реализации добычи и транспортировки углеводородов. Такие природные условия требуют обязательного соблюдения мер экологической безопасности, так как авария и разлив углеводородов приведет к колоссальным последствиям и непоправимому вреду для окружающей среды региона.

На сегодняшний день транспортировка нефти и газа с арктических шельфовых месторождений осуществляется с применением нефтегазопроводов и морских танкеров. В связи с географическими особенностями береговых и шельфовых районов арктических морей, транспортировка углеводородов по трубопроводам является слишком трудной и малоэффективной, и к тому же опасной (Рис.1).

Прорыв на одном из участков трубопровода может стать серьезной экологической катастрофой. Важно принять во внимание тот факт, что магистральные трубопроводы не проходят полные испытания будущих эксплуатационных нагрузок. Предельно низкие температуры и развитие усталостных повреждений в металле труб оказывают эффект на сроки эксплуатации трубопроводов. Такие технические причины как выход из строя затворов, несовершенство вентилей и производственный или строительно-монтажный брак, наряду с недостатками в организационной системе являются основными причинами аварий. Также не стоит забывать о внешних факторах: ледовая обстановка шельфового участка, айсберги, сейсмическая активность.

Рисунок 1. Основные причины аварийных ситуаций при транспортировке углеводородов

Вследствие указанных недостатков нефтегазопроводов, предпочтение в условиях арктического шельфа все-таки отдается танкерному флоту. Например, в случае с месторождением «Приразломное», танкерные перевозки являются единственным способом доставки нефти из промысловых районов на перерабатывающие предприятия и береговые районы Мурманского терминала.

Объемы транспортировки жидких углеводородов с арктического шельфа по морю с каждым годом увеличиваются, поэтому требуется обратить повышенное внимание на вопросы ее организации. Обеспечить максимальную безопасность плавания и, следовательно, увеличить экономическую эффективность месторождений арктического шельфа являются основными задачами транспортной системы.

Плавание в водах арктического региона неразрывно связано с огромным количеством рисков. Помимо типичных для эксплуатации судна факторов, присутствуют специфические факторы, влияющие на безопасность плавания в условиях Арктики, которые представлены на Рис.2.

Рисунок 2. Факторы, влияющие на безопасность плавания в условиях Арктики

Перечисленные факторы и являются прямыми или косвенными причинами аварийности танкеров, транспортирующих углеводородное сырье, в большинстве своем сырую нефть. Основными видами аварий морских танкеров являются посадка на мель и столкновения с другими судами. Такие аварии чаще всего происходят из-за неправильного учета влияния внешних гидрометеорологических факторов на маневренность судна, ошибках навигационного характера, а также из-за ошибок экипажа.

Для повышения уровня безопасности плавания на арктическом шельфе Российской Федерации был разработан и вступил в силу 1 января 2017 г. Полярный Кодекс, который предъявляет повышенные требования к техническому оснащению судов и подготовке экипажей, совершающих плавание в полярных водах. Современные танкеры, находящиеся в эксплуатации в водах Арктики, как например, танкеры «Штурман Альбанов» и «Штурман Малыгин», благодаря своему ледовому классу, способны совершать самостоятельное плавание в сложных ледовых условиях, что снижает риск столкновения судов при использовании одного ледового канала караваном.

Таким образом, требования системы управления безопасности судном, в дополнение к требованиям Полярного кодекса, считаются решением подавляющего большинства вопросов, которые возникают во время перевозки жидких углеводородов морем в условиях Арктики, а также сводят к минимуму влияние человеческого фактора на безопасность всего плавания.

Особые условия плавания в условиях арктического шельфа, в большей степени состоят в том, что арктические моря практически весь год покрыты льдом. Именно поэтому предъявляются повышенные требования к планированию перехода и проработке оптимального маршрута. У штурманского состава судна не всегда есть время, чтобы, полагаясь на ледовые карты и прогнозы, проработать самый оптимальный маршрут перехода максимально быстро и качественно. При недостатке времени крайне необходимы дополнительные средства, для упрощения работы штурмана. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо разработать независимую автоматизированную систему (АС), либо же интегрированную в ЭКНИС (Электронно-картографическая навигационно-информационная система), позволяющую на основе карт ледовых прогнозов получить оптимальный и безопасный маршрут перехода. Эта система в значительной степени упростит процесс подготовки судна к рейсу во льдах, позволит уменьшить время перехода и позволит снизить расход топлива.

Помимо совершенствования систем навигации, вспомогательных средств для экипажа судна и организационных моментов, существует необходимость соблюдать требования к конструкции самих танкеров. Международная морская организация (IMO) добилась цели по вытеснению из перевозок танкеров с одинарным корпусом. Такое решение принято было после многочисленных аварий танкеров, которые обернулись крупными экологическими бедствиями и оказали сильное влияние на мировое общественное мнение.

Россия как одна из лидирующих морских держав и обладатель крупнейших арктических владений, не должна оставаться в стороне. Например, необходимость круглогодичного вывоза нефти и обслуживание морского промысла на месторождении «Приразломное» поставила задачу создания специализированных многофункциональных судов со свойствами ледокола. Для этих целей были созданы два многофункциональных ледокола для снабжения. Один дежурит возле морской платформы, а также для обеспечения безопасности и контроля маневрирования остальных судов вблизи МЛСП. Другой ледокол используется для транспортировки персонала и грузов. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций эти суда будут обеспечивать безопасность отгрузки нефти, учувствовать в ликвидации разливов нефти и в эксплуатации персонала МЛСП «Приразломная». Построены и эксплуатируются два уникальных судна танкеры-челноки ледового класса: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Танкеры проекта Р-70046 предназначены для перевозки нефти с морской МЛСП «Приразломная» на перегрузочный терминал в районе Мурманска.

Подводя итоги, стоит отметить, что транспортировка углеводородов является крайне трудоемким процессом, для которого требуется создание новых и совершенствования существующих технологий транспортировки добытой нефтегазовой продукции, как в техническом, так и в организационном плане. В связи с ледяными условиями и расположением месторождений вдали от ближайшей инфраструктуры, возможность прокладки трубопровода крайне маловероятна. Исключением является лишь Штокмановское газоконденсатное месторождение, для которого рассматривается подводный трубопровод до побережья. В связи с вышесказанным, танкеры являются единственным доступным методом транспортировки, однако с ними происходят аварии в связи с ошибками в учете внешних факторов, так как нельзя исключить человеческий фактор. Поэтому танкеры не должны быть с одинарным корпусом по заключению организации IMO и обязаны быть подходящего ледового класса. Также, помимо повышенных требований к прочности танкеров, необходимо наличие многофункциональных суден с функцией ледокола для того чтобы обеспечивать безопасное маневрирование танкеров по пути на ближайший перегрузочный терминал. Однако, помимо этого, важным аспектами обеспечения безопасности транспортировки углеводородов на арктическом шельфе является грамотное навигационное планирование. Для этого необходимо разработать независимую автоматизированную систему, интегрированную в ЭКНИС, позволяющую на основе карт ледовых прогнозов получить оптимальный и безопасный маршрут перехода. Данная система позволит сократить влияние человеческого фактора до минимума, и повысить экономическую эффективность транспортировки.

Cписок литературы:

Кубрин Сергей Сергеевич, Решетняк Сергей Николаевич, Алешин Александр Александрович Актуальные аспекты обеспечения транспортировки жидких углеводородов с месторождений на арктическом шельфе Российской Федерации // ГИАБ. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-obespecheniya-transportirovki-zhidkih-uglevodorodov-s-mestorozhdeniy-na-arkticheskom-shelfe-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.09.2021).

Воронина Е.П. ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logistika-neftegazotransporta-arkticheskogo-regiona-rossiyskoy-federatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-prioritety-razvitiya (дата обращения: 25.09.2021).

Фадеев Алексей Михайлович, Череповицын Алексей Евгеньевич, Ларичкин Федор Дмитриевич, Агарков Сергей Анатольевич Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом и транспортировки углеводородной продукции при освоении морских нефтегазовых месторождений Арктики // Вестник МГТУ. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strategicheskogo-upravleniya-neftegazovym-kompleksom-i-transportirovki-uglevodorodnoy-produktsii-pri-osvoenii-morskih (дата обращения: 25.09.2021).

Кубрин Сергей Сергеевич, Решетняк Сергей Николаевич, Алешин Александр Александрович Геоинформационное обеспечение транспортировки углеводородов с месторождений на шельфе Арктики // ГИАБ. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geoinformatsionnoe-obespechenie-transportirovki-uglevodorodov-s-mestorozhdeniy-na-shelfe-arktiki (дата обращения: 25.09.2021).

Юдин Ю. И., Гололобов А. Н., Степахно А. Г., Барахта А. В. Проблемы обеспечения безопасности судовождения при транспортировке нефтепродуктов в районах Арктического шельфа России // Вестник МГТУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-bezopasnosti-sudovozhdeniya-pri-transportirovke-nefteproduktov-v-rayonah-arkticheskogo-shelfa-rossii (дата обращения: 25.09.2021).

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Рейхерт А.В. АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ УГЛЕВОДОРОДОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CVII междунар. Студ. науч.-практ. Конф. № 11 (107). URL: https://sibac.info/archive/economy/11 (107).pdf (дата обращения: 07.11.2021)

Источник

https://sibac.info/studconf/econom/cvii/228465

Понравилась моя статья

Проголосовали: 1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Подписаться
Донаты ₽

🐍 Прощай, Змея — привет, Лошадка! 🐎 Поздравляю с наступающим 2026-м всех жителей нашего мини-государства 9111!

Здравствуйте, мои дорогие читатели и жители сайта 9111! 🎄🥂 До боя курантов остались считанные дни! Предпраздничная суета уже захватила города России: кто-то бегает за подарками, кто-то составляет меню,...

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

Итог переговоров: СВО продолжается, Трамп и зеленский закончили встречу

Только что закончилась встреча зеленского и Трампа, которая проходила в резиденции президента США во Флориде. Переговоры продолжались более двух часов, и как сообщают международные СМИ ни к чему не привели.
00:56
Поделитесь этим видео

М или Ж?

Вот, в принципе,и всё. На одной двери два кружочка, а на другой двери три кружочка. Я даже ...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы