Федосова Ольга Александровна
Федосова О. А. Подписчиков: 992
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 252

В каких неочевидных ситуациях водителя могут признать виновным в ДТП?

12 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Строгое следование Правилам дорожного движения не гарантирует невиновности в ДТП.

В старых Правилах дорожного движения, действовавших до 1994 года, была норма, смысл которой сводился к тому, что каждый соблюдающий ПДД участник движения вправе рассчитывать на то, что это делают и другие. На первый взгляд, вполне разумно, ведь только при этом условии можно ожидать обеспечения безопасности на дороге. Кроме того, это исключает претензии к законопослушному водителю или пешеходу, если они все же стали участниками аварии. Однако из первых российских Правил, принятых взамен союзных в 1993 году (к слову, сейчас действуют все еще они, хотя и претерпели бесчисленное количество изменений), эти слова были исключены.

Как ни странно, но у этого решения тоже была своя логика. Подобное утверждение теряет всякий смысл с формально-логической точки зрения, ведь любой закон принимается исходя из понимания того, что он будет безоговорочно исполняться всеми субъектами регулируемых им правоотношений. А чтобы это было именно так, предусматриваются соответствующие нормы ответственности: чем большую общественную опасность представляет нарушение, тем строже санкции. Ну, а с житейской точки зрения положение, позволяющее прилежному участнику движения надеяться на такое же отношение к ПДД со стороны окружающих, снижало его бдительность и позволяло уйти от ответственности в случае ДТП, которое можно было бы предотвратить, будь он более предусмотрительным.

Поворачивая налево, уступи встречным, даже если они едут по обочине!

Как бы там ни было, уже почти три десятка лет подобной фразы в правилах движения нет. Тем не менее призывы о ее возврате звучат все чаще. Причиной тому — многочисленные ДТП, в совершении которых частично или полностью были обвинены соблюдавшие ПДД водители (и иногда пешеходы).

В полицейской и судебной практике масса примеров того, когда законопослушный участник движения брал на себя ответственность за чужие нарушения. Пример: водитель, который поворачивает под зеленую стрелку, включенную одновременно с основным красным сигналом светофора, сталкивается с машиной, которая мчится наперерез на запрещающий сигнал. Итог рассмотрения дела — обоюдная вина. Следовательно, за ремонт своей машины каждому придется платить самому. А все потому, что в ПДД есть пункт 13.5, согласно которому «при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений». И нигде не сказано, что движущиеся с других направлений водители обязательно должны ехать на разрешающий сигнал светофора.

Еще одна типичная ситуация: водитель поворачивает налево и сталкивается с нарушителем, который едет навстречу по обочине, допустим, объезжая пробку. В подобных случаях поворачивающий водитель нередко вообще признавался единственным виновником, поскольку пункт 13.12 ПДД предписывает ему при повороте налево или развороте уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Верховный суд реабилитировал водителей, соблюдающих ПДД.

Подобные исходы были и по другим пунктам ПДД. Да, пусть это не было повсеместной практикой, но в какой-то момент «критическая масса» была достигнута, и в июне позапрошлого года вышло Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации за номером 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 14 документа утверждается, что «водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу». По сути, суд признал то, что было прописано давным давно в ПДД: прав тот, кто не нарушает. Движущийся по обочине водитель не обязательно нарушитель

Во-первых, поскольку в нашей стране не прецедентное право, решение даже Верховного суда не является руководством к действию для нижестоящих судей, а тем более сотрудников полиции. Они по-прежнему вправе принимать те решения, которые с учетом всех обстоятельств сочтут правильными. Постановление Пленума ВС РФ для них — это, по сути, лишь подобие методических рекомендаций.

Во-вторых, в контексте документа речь идет не обо всех ситуациях, а только о тех, в которых действия водителей могут быть квалифицированы по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП РФ, устанавливающим ответственность за невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом на перекрестке или при маневрировании соответственно. Да, это охватывает большинство спорных ситуаций, но на дороге порой складываются более запутанные истории.

Наконец, третье: не всегда нарушение является нарушением. Например, на законных основаниях по обочине может двигаться велосипед или мопед, а также водитель принявший решение остановиться на ней. Если встречный водитель без оглядки поворачивает налево, не уступая дорогу, отвечать за последствия придется ему.

А еще со встречного направления может не работать светофор, отсутствовать знак, обязывающий уступить дорогу. В общем, надо запомнить главное: даже щепетильно соблюдая ПДД, не стоит рассчитывать на такое же отношение окружающих, равно как и на то, что это страхует от ответственности за последствия ДТП. Сейчас, чтобы купить полис ОСАГО, совсем не обязательно ехать в страховую компанию, долго стоять в очереди и общаться с менеджерами. Гораздо проще и дешевле купить электронный полис онлайн. Выбрать ОСАГО онлайн можно с помощью проверенного сервиса нашего партнера! Он подскажет, какое ОСАГО и какую страховую компанию лучше выбрать. Воспользуйтесь надежным сервисом, который позволяет сравнивать цены у разных страховщиков и выбирать самый подходящий вариант. Сравните страховые компании по стоимости ОСАГО: вы можете сэкономить до 3000 рублей! Просто введите госномер своего автомобиля в форму ниже и начните поиск выгодных предложений.

Источник: Агенство городских новостей «Москва»

4 комментария
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Федосова Ольга Александровна
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.8М
10.11.2021, 22:23
Санкт-Петербург

"Еще одна типичная ситуация: водитель поворачивает налево и сталкивается с нарушителем, который едет навстречу по обочине, допустим, объезжая пробку." не верная верная трактовка "дороги", обочина не является дорогой. Изучайте Правила, а не просто их читайте

0
картой
Ответить

Что конкретно не то?

0 / -1
Ответить
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.8М
11.11.2021, 15:47
Санкт-Петербург

Обочина, это не часть проезжей части дороги, соответственно, движения по обочине вне правил, Какие ещё дать пояснения "юристу"

0 / -1
Ответить

Вам описаны подобные ситуации, а не цитирования википедии, что такое обочина и что такое дорога.....

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Секс под бой курантов: сексолог рассказал о рисках интимной близости в новогодние праздники

Здравствуйте, мои уважаемые читатели сайта 9111! 🎄 До Нового года остались считанные деньки! Пока одни сражаются за последнюю банку горошка в магазине, а другие примеряют наряды и упаковывают подарки,...

Опять или снова про прошлое

Многие забыли, что 32 года назад, 25 декабря в 19 часов 35 минут был спущен флаг СССР, перестала существовать Великая Держава....
02:32
Поделитесь этим видео

Это не цензура: Блогеров могут обязать публиковать патриотическую и социальную рекламу. Поддерживаете?

Реклама, которая двигатель торговли, без всякого нашего желания стала неотъемлемой частью жизни. Здесь крутятся огромные деньги, так что заинтересованных господ очень много. Карякин объяснил,...
02:04
Поделитесь этим видео

«А что, своего не могла найти?!» Почему женское счастье с иностранцем вызывает столько возмущения?

Но нет, в комментариях под такими видео творится настоящий ад. Гнев, желчь и классика жанра: «Ой, а что, нашего парня не могла найти?!», «Предательница!», «Портишь генофонд!». Доходит до того,...

«Бюджет разочарования» и «логики поражения».

Уважаемые друзья, сегодня выражу отношение к бюджету страны на 2026-2028 годы лидера нашей партии КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова, который назвал этот документ «бюджетом разочарования» и «логикой поражения».

Ушла из жизни народная артистка РФ Вера Алентова. Последнее видео с Верой Алентовой с церемонии прощания с Лобоцким🙏🏻🙏🏻🙏🏻

Сегодня, 25.12.2025 года проходило прощание с народным артистом РФ Анатолием Лобоцким. На прощание с артистом приезжала и народная артистка РФ Вера Алентова, держа в руках букет из красных гвоздик...
00:20
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы