Локальные нормативные акты как способ регулирования трудовых отношений
Согласно части второй ст. 5 ТК РФ трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, помимо прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Полномочиями по принятию локальных нормативных актов на основании части первой ст. 8 ТК РФ наделены все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Структурные подразделения организации (в том числе филиалы и представительства), не являясь работодателями, могут издавать локальные нормативные акты по тем или иным вопросам лишь в том случае, если наделены работодателем соответствующими полномочиями на основании части шестой ст. 20 ТК РФ (определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14).
Определения локального нормативного акта законодательство не содержит. В то же время, как следует из статей 5 и 8 ТК РФ, локальный нормативный акт содержит нормы права.
В юридической науке под нормой права понимается установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Содержащиеся в этом определении признаки нормативности акта применяются во всех отраслях права (см. ст. 217.1 КАС РФ, ст. 195.1 АПК РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50, постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П, Разъяснения, утв. приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105).
Для отнесения актов, изданных работодателем с целью регулирования трудовых отношений, к числу нормативных повсеместно используются те же самые критерии, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. См., например:
-определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015;
-определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015;
-определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014;
-определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14;
-определение Волгоградского областного суда от 29.11.2013 N 33-13071/2013;
-постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17 АП-5254/10;
-постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф 04-5903/2008.
Таким образом, локальному нормативному акту, содержащему нормы трудового права, можно дать следующее определение. Это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Чтобы акт считался распространенным на индивидуально не определенный круг лиц, он не обязательно должен применяться в отношении всех работников данного работодателя. В качестве его адресата может выступать лишь группа работников, соответствующая тем или иным критериям (например, работники определенного структурного подразделения или работники, занимающие определенную должность). Главное, чтобы содержащееся в акте правило действовало в отношении любого работника, соответствующего данным критериям, а не в отношении конкретно поименованного лица (лиц) (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф 04-5903/2008, постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17 АП-5254/10, определение Челябинского областного суда от 21.12.2015 N 11-14911/2015, определение Волгоградского областного суда от 22.11.2013 N 33-12795/2013).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений (определение Верховного Суда РФ от 07.05.2010 N 51-В 10-1, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф 04-5903/2008, Девятнадцатого ААС от 21.02.2013 N 19 АП-2111/12, определения Волгоградского облсуда от 29.11.2013 N 33-13071/2013, Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.02.2011 N 33-1101/2011).
Наоборот, если документ не обладает вышеуказанными признаками (например, издан в отношении конкретных работников организации), он не является локальным нормативным актом независимо от своего наименования (определение Пермского краевого суда от 27.08.2012 N 33-7574/2012).