Уведомление профсоюза и службы занятости об увольнении работников в связи с ликвидацией организации
На основании ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" необходимо предварительно (не менее чем за 3 месяца) уведомить профсоюз о ликвидации организации и провести с ним переговоры о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
Как указано в определении Алтайского краевого суда от 29.07.2015 N 33-7039/2015, незначительное нарушение указанного срока направления профсоюзу уведомления о предстоящей ликвидации не свидетельствует о нарушении процедуры ликвидации, влекущем незаконность увольнения.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" сообщить в органы службы занятости о том, что принято решение о ликвидации организации, и в связи с этим предстоит расторжение трудовых договоров с работниками, нужно в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В сообщении следует указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.
Специального срока уведомления о массовом увольнении работников в связи с ликвидацией организации Закон о занятости не устанавливает. Буквально из его ст. 25 следует, что предупредить службу занятости не за 2, а минимум за 3 месяца необходимо, если к массовому увольнению работников может привести решение о сокращении численности или штата работников организации, но не решение о ее ликвидации. Однако на практике можно столкнуться с расширительным толкованием этой нормы, основанным на том, что решение об увольнении работников в связи с ликвидацией является разновидностью решения о сокращении.
Необходимость сообщить в органы службы занятости о массовом увольнении работников в связи с ликвидацией больше чем за 2 месяца является бесспорной, когда увеличенный срок уведомления о любом массовом увольнении установлен распространяющимся на организацию отраслевым или территориальным соглашением, в котором определены критерии массового увольнения (см., например, п. 7.1.8 Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2019-2021 годы, п. 1.28 Трехстороннего соглашения между профсоюзами, работодателями и администрацией Старооскольского городского округа на 2019 - 2021 годы).
Об отраслевых (тарифных) соглашениях см. справку.
Обязанность уведомлять службу занятости о высвобождении работников по какой-либо конкретной форме законодательством РФ не предусмотрена. Зачастую формы таких уведомлений утверждаются на региональном или муниципальном уровнях и даже отдельными центрами занятости населения. Так, например, для целей уведомления службы занятости города Москвы соответствующая форма утверждена приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 28.12.2018 N 1752, в Санкт-Петербурге применяется форма, утвержденная распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 11.02.2014 N 22-р, а в Самарской области - форма, утв. постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2015 N 184. Как разъяснил Роструд в письме от 26.09.2016 N Т 3/5624-6-1, соблюдение данных требований к форме уведомления не является обязательным. Работодатели могут предоставить информацию о высвобождаемых работниках как по установленной, так и в произвольной письменной форме, содержащей все необходимые сведения. Тем не менее, во избежание разногласий с органами занятости представляется целесообразным для работодателя по возможности использовать те формы уведомлений, которые рекомендует соответствующий центр занятости.