Конец местного самоуправления?
Краткое содержание :
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Предлагаю новую публикацию
Немного о местном самоуправлении
Местное самоуправление как отдельная ветвь власти начало появляться в Европе 300 лет назад. Есть несколько понятий для обозначения такой власти - местное управление, местное самоуправление, муниципальное управление, местная автономия. В мире существует две модели такого управления. Англосаксонская модель (Великобритания, США, Канада, Австралия) основана на глубокой децентрализации. Контроль за органами местного самоуправления в основном косвенный и через суды. Вторая модель - континентальный (романский) тип характерен для Франции, Испании и других стран. По этому типу управления развита система контроля центральной власти, то есть система в меру централизована.
Первые попытки по созданию местного самоуправления в России были предприняты в XIX веке при Александре II (губернские и земские собрания). После 1917 года в стране была построена единая государственная система власти. На местном уровне это были Советы народных депутатов и исполнительные комитеты. После трагического разрушения Советского Союза и советской государственной системы была проведена реформа государственного управления через три уровня - федеральный уровень, региональный уровень и местное самоуправление.
Основные главные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции 1993 года и в федеральных законах. На данный момент - основной закон о местном самоуправлении:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 30.09.2021)
Этот федеральный закон дал старт реформе местного самоуправления, которая должна была закончится к 2009 году. По сути дела реформа не принесла положительных результатов. Самостоятельность и автономность местного самоуправления остаётся простой фикцией. Автономность и обособленность местного самоуправления пугает федеральную власть возможностью отсоединения отдельных территорий и непредсказуемой политикой на местах.
По сути дела местное самоуправление - это власть, которая непосредственно связана с народом. Но бюджеты формируются централизованно сверху и вниз и в местных бюджетах остаются жалкие крохи от тех налогов, которые собирались на этих территориях. Местная власть имеет более 40 вопросов местного значения, которые должна решать. А финансов для их выполнения нет, да и те финансы, которые поступают в местные бюджеты, контролируются в меньшей степени местными депутатами, а в большей степени исполнительной региональной властью.
Ярким примером характеристики существующего положения служит высказывание бывшего Президента и Премьера Д.А.Медведева:
«Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство».
Даже эта «куцая» свобода местных органов не давала покоя федеральной власти. После прихода к власти действующего в настоящее время Президента Российской Федерации Владимира Путина в стране начали выстраивать жёсткую вертикаль власти.
Конец эксперимента о местном самоуправлении.
Характерный пример отношения центра (читай Кремля) к местному самоуправлению - это выборность мэров. Если в 2008 году 73% глав российских городов выбирало население на прямых выборах, то на 2019 год таких осталось только 12%. Новосибирск, Томск, Якутск, Абакан, Хабаровск и некоторые другие города, где ещё сохранились прямые выборы. С 2014 года главы регионов получили право определять, как будут замещаться должности глав городов - или прямыми выборами населением или муниципальным советом из своего состава. Было также введено понятие сити-менеджера. Эксперты считают, что замена выборов на, собственно говоря, назначение глав, обернулось снижением эффективности работы местных властей.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Очередные атаки на свободу местных органов власти начались после принятия поправок в Конституцию. 9 ноября депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект "об общих принципах организации публичной власти в регионах". Законопроект принят голосами депутатов Единой России и ЛДПР.
Как считает генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков:
"Закон содержит очень большое количество мероприятий, которые фактически убивают местное самоуправление. Я думаю, что этот закон добьёт и без того мёртвое местное самоуправление. Это плохо, потому что, как показала практика, вертикализация не даёт плодов".
Подробнее:Подробнее ➤
Яркий пример ограничения свободы местных органов власти - принятый также 9 ноября Федеральный закон от 09.11.2020 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
Если ранее руководитель финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа выбирался на основании квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования (утверждаются Минфином РФ), то принятия новеллы предусматривают участие финансовых органов региона участвовать в проверке кандидатов и, по сути дела, назначение состоится только при одобрение кандидата регионом (губернатором).
Я девять лет с 2001 года по 2010 год возглавлял депутатскую комиссию городского Совета Новосибирска по местному самоуправлению и ясно представляю, что означает данная поправка. Это потеря свободы в распределении местного бюджета без одобрения со стороны региональной власти.
Местное самоуправление в России перестаёт быть самостоятельным — теперь оно включено в «единую систему публичной власти», подотчётную президенту.
Централизация власти может быть эффективной при определённых условиях. В Советском Союзе управление было централизовано. Но была плановость экономики и наличие партии КПСС, как единого связывающего звена законодательной и исполнительной власти. Особенно высока была централизация при И.В.Сталине. Под кого и под какую партию правящая элита проводит современную трансформацию государственного управления можно только предполагать.
Уникальность текста: 93.6%
Актуально?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты