Короткометражный фильм "Конец эпохи"
Талант — искра Божья, которой человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим В.О. Ключевский. (рус. ист, проф., акад).
Пожалуй, это будет самое точное высказывание о невероятно одаренном сценаристе и режиссере короткометражного фильма «Конец эпохи».
За основу сюжета картины взят рассказ известной современной писательницы Дины Рубиной, «Любка». Данная экранизация – это дипломная работа, представленная по окончании ВГИКа в 2013 году, выпускницей Софьей Чернышевой. В свои (тогда еще 22 года), Софья, как сценарист и режиссер раскрывает в фильме серьезную и глубокую тему происходящего в 50 х годах на закате правления Сталина – беспрецедентно сфабрикованное им «Дело врачей» на фоне борьбы с «безродными космополитами», которое кульминацией проходит к концу картины. В фильме хорошо показан режим вождя: беспрекословное подчинение на фоне тотальной разрухи.
Обратимся немного к истории. Кампания по борьбе с космополитами (с греч. «космос» вселенная, «политэс» гражданин), проходившая с конца 40 хгодов была полностью надуманной, создавалась в первую очередь, для борьбы «с гражданами, признающими своей родиной всю планету, а не только отдельно взятую страну, и считающими ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства». Целью этого предприятия были именно советские евреи, которые попадали под особо пристальное внимание.
Но, самой яркой провокацией Иосифа Сталина было «дело врачей». Отголосок этой истории относится еще к 1948 году, когда руководство лечебно – санаторного Управления Кремля принудительно заставляет лечащего врача партийного деятеля Жданова Лидию Михайловну поставить заведомо ложный диагноз, а в связи с этим назначить и неправильное лечение, которое было противопоказано Андрею Александровичу (при инфаркте) и спровоцировало его преждевременную смерть. Чуть позже, Сталин подписывает постановление о «безусловно существующей законспирированной группе врачей, выполняющей задания иностранных агентов по террористической деятельности против руководителей партии и правительства». После подписания документа пошли жесткие проверки медицинского персонала Кремля, а затем и других лечебных учреждений. Высококвалифицированные врачи, врачи узких востребованных специальностей массово отправлялись на Лубянку, где под пытками и угрозами присваивали себе несуществующие связи со шпионско – террориститической деятельностью и заговором против высокопоставленных членов ЦК КПС. Что интересно, уже 13 марта, после смерти Сталина, приказом Берия была специально сформирована следственная группа по пересмотру «дела врачей». А 31 марта Берия утвердил постановление о прекращении уголовного преследования всех проходивших подследственных по «делу врачей».
На самом деле, всех этих ужасов не будет показано в фильме, сохраняется общая напряженная атмосфера.
Короткометражка настолько захватывает внимание, что 38 минут пролетают незаметно. Остается послевкусие грусти и сожаления о том, что история уже закончилась. Основной сюжет картины сфокусирован на двух главных героинях и их взаимоотношениях в быстроменяющейся обстановке советского времени. Это неординарная история совершенно разных женщин, пути которых сошлись волей случая.
Ирина Михайловна – интеллигентная, воспитанная, врач по образованию и еврейка по происхождению, остается без помощи и поддержки и вынуждена целыми сутками работать, чтобы прокормить себя и маленького новорожденного ребенка. Оказавшись в безвыходном положении, Ирина берет в няньки бывшую уголовницу Любку (Любовь Никитишну), наглую и хамоватую. На удивление, Любка на совесть справляется с обязанностями няни и прекрасно ухаживает за малышом. Две героини быстро находят общий язык. С самого начала у них устанавливаются уважительные и доверительные взаимоотношения и друг к другу они обращаются по имени и отчеству. Любка – яркая, харизматичная личность, по опыту своего недавнего прошлого хорошо разбирается в людях; помогает, защищает Ирину Михайловну от обмана и злых нападок. А в самый кульминационный момент Любка проявляет себя настоящим человеком. И какой же счастливый финал – ликование и радость. Новость о смерти Сталина, глубокий выдох и новая свободная жизнь.
Не первый раз, просматриваю этот фильм и нахожу всё новые и новые интересные моменты. Просмотр короткометражки «Конец эпохи» Софьи Чернышевой точно не оставит Вас равнодушными. Рекомендую.
Использованные материалы:
1. Большая русская энциклопедия;
2. Архив Александра Н.Яковлева "ДЕЛО ВРАЧЕЙ" Подробнее ➤;
3. Короткометражный фильм "Конец эпохи"














Если перенести события "Конца эпохи" в реальную жизнь, как Вы считаете сценарий повторяется?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Замечательный фильм! Я рада найти единомышленника! Ольга - это Вам

Спасибо большое) Очень хочется надеяться, что Софья вновь вернется к творчеству. Надоело смотреть всякий отечественный "хлам".
И многое повторяется...Только коварнее, незаметненько так...
Да, исподтишка...но, по-моему уже открыто и не стесняясь
Верно подмечено, Ольга. Дальше будет маска снята совсем и мы увидим, где мы все оказались...