Государственная Дума- нижняя палата парламента РФ
На современном этапе в качестве ведущих факторов, обусловивших развитие института парламентаризма в нашей стране, можно выделить такие, как: высокая степень политизированности российского общества, отсутствие взаимодействия законодательной и исполнительной властей, их обособленность друг от друга, фрагментация политико-идеологического спектра, способствующая высокой степени конкуренции политических партий и партийных фракций.
Парламент в наши дни – это орган законодательной и представительной власти государства, формирующийся посредством выборов и осуществляющий деятельность на принципах коллегиальности. Важно понимать, что парламент может быть лишь формальным институтом, внешним атрибутом, нереализующим на практике истинных принципов парламентаризма.
Активная законотворческая деятельность Государственной Думы за последние годы сделала ее видным участником политического процесса, что обеспечило нижней палате парламента особое место в числе высших органов государственной власти России. Опыт работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ на фоне масштабных социально-экономических и политических реформ 1990–х гг. показал насущную необходимость конструктивного взаимодействия двух ветвей власти в России. Повышению результативности работы Государственной Думы сегодня во многом мешают определенные противоречия внутри депутатского корпуса.
В наши дни деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ особенно актуальна и связано это, прежде всего, с тем, что именно Государственная Дума является тем государственным институтом, который способен через законодательный процесс регулировать экономическое, социальное положение граждан в стране путем принятия качественных и эффективных законов.
На сегодняшний день нет единства мнения о сущности парламентаризма. В современной правовой науке можно говорить о двух основных теориях парламентаризма. Первый подход условно можно назвать «государствоведческим», в рамках которого парламентаризм рассматривается как форма государственного правления.
Вторая точка зрения предполагает трактовку парламентаризма как системы организации и функционирования государственной власти, базирующейся на разделении властей, множественности интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме, соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
В основе парламентаризма лежат следующие принципы: главенствующая роль парламента в качестве общенационального представительного органа государственной власти; высокий уровень законодательной и контрольной компетенции парламента при взаимодействии с другими органами власти; разделение властей.
Парламент – это, прежде всего, представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, он призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является одной из двух палат федерального парламента, избираемая по смешанной избирательной системе.
Особенностью российского парламента является не только высокая степень взаимосвязи палат парламента друг с другом, наличие собственных компетенции, но и неоднородность статуса Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Российской Федерации как обязательный участник законодательной деятельности должна также учитывать интересы субъектов Российской Федерации и осуществлять постоянное взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.
Условием стабильности развития парламентаризма становится наличие легитимного механизма формирования как самого парламента, так и, при условии его двухпалатности, отдельных его палат. Постоянно меняющийся порядок проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации свидетельствует о том, что оптимальной модели, отвечающей современным требованиям общества, пока еще не найдено, тем не менее, предлагается для формирования Государственной Думы использовать смешанную избирательную систему, которая балансирует достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Структура Государственной Думы имеет свои особенности и состоит из органов и должностных лиц. К должностным лицам относятся: председатель Государственной Думы, первые заместители председателя Государственной Думы, заместители председателя Государственной Думы, председатетель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитетов и комиссий; к органам: Совет Государственной Думы, депутатские фракции, депутатские группы, комитеты и комиссии, порядок формирования которых регулируется Регламентом Государственной Думы.
Компетенция Государственной Думы достаточно обширна и многообразна, многие вопросы напрямую не связаны с ее законодательной деятельностью. Фактически Государственная Дума является смешанным органом, который совмещает функции представительного, законодательного и контролирующего органа государственной власти. Эти обстоятельства обуславливают исключительную роль данного органа в системе государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь Президент РФ обладает большими и более значимыми полномочиями.
Для дальнейшего повышения статуса Государственной Думы, как важнейшего представительного органа России и нижней палаты Федерального Собрания предлагается законодателю осмыслить построение вертикально-интегрированного парламента (это объединение парламента не только, к примеру, депутатов, как сейчас это происходит, когда их избирают и они в течение какого-то времени коллективно обсуждают весь список вопросов, а объединение депутатов разных уровней и по профессиональному принципу в парламент).
Также, считаю целесообразным внедрить идеи социального парламента (парламент по социальным вопросам, парламент по экономическим вопросам, который объединяет депутатов разных уровней). Фактически это реализуется сейчас, но в очень слабой форме, в форме региональных совещаний.
Таким образом, только в условиях эффективного взаимодействия ветвей власти при активном участии Государственной Думы в реализации ее конституционных полномочий сохранится баланс ветвей власти и оптимальный вариант их сотрудничества.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Большое спасибо Вам за интересную публикацию! Всегда интересно и занимательно читать Ваши статьи! Ждём Ваши новые работы.
Таким образом, только в условиях эффективного взаимодействия ветвей власти при активном участии Государственной Думы в реализации ее конституционных полномочий сохранится баланс ветвей власти и оптимальный вариант их сотрудничества.
Доброго времени суток. Спасибо автору за публикацию. Очень интересная статья. Прочитала с интересом. Жду от Вас новых публикаций.