Сурдина
Сурди́на (фр. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus — глухой) — приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах для ослабления громкости и изменения тембра звучания.

Сурдина на скрипке
Труба с обычной картонной сурдиной. Внизу металлическая «груша», джазовая сурдина для эффекта «уа-уа», сурдина «грибок»
На струнных

На струнных смычковых инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина представляет собой небольшой грузик, надеваемый на подставку. На контрабасе сурдина используется реже остальных инструментов, так как его звук сам по себе несколько глуховат.

Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных смычковых в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
На духовых

У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.

Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.

В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др. Встречаются обозначения видов сурдин для тромбона или трубы: «mute», «straight».
Существуют также специальные «сурдины для занятий». Подразумевается — чтобы не мешать соседям.

Следующий шаг в развитии сурдины как приспособления для изменения звука получили «электронные сурдины», которые могут до неузнаваемости изменить звучание инструмента. Однако, особой популярностью они не пользуются.

Одно из «старых» названий сурдины для тромбона или трубы — «шляпа». Так как собственная ладонь или головной убор могут с успехом заменить иногда это приспособление.
На гармониках

На концертных баянах или аккордеонах сурдина представляет собою перфорированную пластину, которая с помощью специального рычажка передвигается, подставляя отверстия под отверстия левой сетки, или уходя из-под них, прикрывая их и глуша таким образом звуки левой клавиатуры.
В народе
Сурдинка в языке музыкантов — небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» — «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» — по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересно!
Абсурд под сурдинку
А я просто буду ставить красивую музыку, вошедшую в коллекцию мировой классики. Открывает мой play list (многие, кстати, думают, что list — лист, но нет, дорогие, это список) "Гроза" ("Лето") из цикла "Времена года" Вивальди.
«Времена года» созданы в 1723 году, каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти.
24 каприса для скрипки соло гениальный скрипач и композитор Никколо Паганини создавал на протяжении всей жизни. Этот феноменальный цикл состоит из труднейших, почти неисполнимых, виртуозных пьес. Красивые образы природы, человеческие чувства, от радости и ликования до тёмных пороков, выражены в звуках с небывалой и непревзойденной силой.
«Посвящается артистам» — написал Паганини в заглавии сочинения, имея в виду то, что лишь большой артист-художник способен их сыграть.
Единицы скрипачей во всем мире способны исполнить 24 каприса в оригинальном варианте, с подлинными чертами самого Паганини.
Каприс 24 в необычном исполнении.
В 1996-м этот клип занял 3-е место на международном фестивале «Золотой олень» в Трансильвании (Румыния).
оставляй