Россия обойдется без Украины в поставках водорода в Европу

Российский президент хочет показать Европе, что Россия «готовится к изменениям в энергетике, а не спряталась в пещере со своим нефтегазом». Так эксперты оценивают задание Владимира Путина тщательно изучить вопрос экспорта водорода в ЕС на базе действующих трубопроводов. Ранее о желании поставлять это топливо в ЕС заявляла Украина. Есть ли шанс у Киева откусить кусок водородного пирога?.

Президент Владимир Путин поручил правительству совместно с Газпромом при участии МИДа проработать вопросы о возможности экспорта в страны ЕС водорода в составе метано-водородной смеси на базе действующих трубопроводных систем и признании такого водорода соответствующим требованиям таксономии Европейского союза. Доклад должен быть представлен до 1 июня 2022 года.
Метано-водородная смесь – это экологичный вид топлива, который состоит из природного газа с добавлением водорода 5–10% масс. ЕС предполагает, что это будет промежуточный вид топлива при переходе от газа к водороду.
Заявление Путина направлено не только России и Газпрому, но и внешним игрокам, в первую очередь ЕС, который делает ставку на использование водорода в будущем, по крайней мере в своих заявлениях. «Думаю, что Путин демонстрирует, что мы видим тренды в мировой и европейской энергетике, слышим планы по энергопереходу и осознаем имеющиеся риски. Что Россия готовится к изменениям в энергетике, а не спряталась в пещере со своим нефтегазом. Если в Европе возникнет спрос на метано-водородную смесь как переходное топливо от газа к водороду, то Россия будет готова его удовлетворить. Если Европа хочет водород, то Россия может прислать метан, чтобы европейцы сделали водород, либо сделать его у себя и доставить в ЕС. У России имеется весь набор опций – это главный смысл заявления Путина», – рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его словам, проще и менее затратно транспортировать природный газ и уже на месте производить водород поближе к потребителю.
Но если транспортировать метано-водородную смесь в Европу будет выгодно, то какой газопровод займется этим? Всего из России идет пять газопроводов в Европу. Это «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», который тоже достроен и даже заполнен техническим газом, и ждет лишь необходимые одобряющие документы для запуска в работу. Плюс «Турецкий поток», запитывающий Южную Европу. Еще два газопровода – «Ямал – Европа» и украинская ГТС, которые принадлежат не Газпрому, а Польше (частично) и Украине – а это главные критики Газпрома и противники «Северного потока – 2».
Пока не идет речи ни о строительстве конкретного завода по производству водорода, ни о модернизации газопроводов. В самой Европе еще даже рынка со спросом на метано-водородную смесь нет, это только озвученные планы на будущее. Но Россия со своей стороны готова проанализировать технические и экономические возможности по доставке такого промежуточного топлива для европейских потребителей. На этот счет мнения экспертов разделились. Одни считают, что газовые трубы можно модернизировать под транспортировку водорода. Другие считают это экономически не оправданным. Так, ранее генеральный директор «Газпром водород» Константин Романов говорил, что транспортировка метано-водородной смеси уже на этапе предварительных проработок признается нерентабельной. По его словам, проще и менее затратно транспортировать природный газ и уже на месте производить водород поближе к потребителю.
Но если транспортировать метано-водородную смесь в Европу будет выгодно, то какой газопровод займется этим? Всего из России идет пять газопроводов в Европу. Это «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», который тоже достроен и даже заполнен техническим газом, и ждет лишь необходимые одобряющие документы для запуска в работу. Плюс «Турецкий поток», запитывающий Южную Европу. Еще два газопровода – «Ямал – Европа» и украинская ГТС, которые принадлежат не Газпрому, а Польше (частично) и Украине – а это главные критики Газпрома и противники «Северного потока – 2».