Кто на самом деле принимает законы в России? Разбираемся
Кто в стране решает, как мы будем жить? Первое, что приходит на ум - Администрация Президента. Она законы пишет, предлагает и утверждает. Но это не так. По меньшей мере, по бумагам.
Добрый день, мой любознательный читатель!
Закон принимают в несколько этапов. Для начала пишут текст, который в будущем станет законом. Это в состоянии сделать любой человек. Но чтобы идеи были замечены, их надо направить в органы власти, у которых по Конституции есть полномочия предлагать законопроект.

Это Президент и Федеральное собрание депутаты Госдумы и члены Совфеда, Правительство и региональные парламенты. Верховный Суд и Конституционный Суд имеют #право предлагать законы, которые связаны с их полномочиями.
После оформления проект отсылают в Госдуму. Там его регистрируют, выкладывают в интернет и дают читать в комитет, чей профиль связан с проектом.
Если всё в порядке, то документ читает руководство Думы. Они передают его в работу или могут вернуть туда, откуда пришёл. При благополучном исходе проект готовят к принятию на заседании Госдумы, проводят круглые столы, рабочие группы, спрашивают экспертов и учёных. Проекты, которые дошли до этой стадии, в любом случае попадут на заседание, даже если профильный комитет выскажется против принятия.

Депутаты принимают закон на заседании Госдумы после трёх чтений. Каждое чтение — обсуждение, которое оканчивается голосованием. Если большинство депутатов голосуют против, то проект не принят.
Для принятия федерального закона нужно 50 % + 1 голос депутатов. Для одобрения федерального конституционного закона нужно две трети голосов.
Дальше документ отправляют в Совфед. Орган обязан рассматривать только поправки в Конституцию и некоторые законы: федеральные конституционные, о международных договорах, о мире и войне, о бюджете и налогах. Остальные — по желанию.
Если закон обсуждают на заседании, то для одобрения нужны голоса больше половины сенаторов. Для принятия Федерального Конституционного Закона нужно три четвертых голосов. Акт, который пролежал 14 дней, автоматически одобрен. Отклонённые документы возвращают в Госдуму.

После Совета Федерации законы подписывает Президент. Ему даётся 14 дней. За этот срок Глава подписывает закон, налагает вето или пишет запрос в Конституционный суд.
Подписанный акт публикуется и вступает в силу. Неподписанный отправляют в Госдуму. Его ждёт повторное рассмотрение обеими палатами парламента. И для принятия возвращенного закона уже нужно набрать две третьих голосов депутатов и сенаторов.
Если Президент написал в Конституционный суд, 14-дневный срок продлевается на время работы суда с документом. Орган увидел противоречие с Конституцией — акт вернут в Думу. Принял решение о соответствии — Президент обязан подписать закон за 3 дня.