Смирнов Артемий Павлович
Смирнов А. П. Подписчиков: 3
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8

"Криминальная Россия" - хоррор детства. Раскрываем тему.

288 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 17,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Криминальная Россия — документальный телесериал о преступной жизни России 90-х, возникший на телеэкранах, а конкретно, на канале НТВ, ещё при Гусинском, восхищавший искушенного зрителя отсутствием цензуры. Наряду с заставкой телекомпании "ВИД", является символическим символом телевидения 90-х. Позднее, права на показ передачи были переданы Первому каналу, в результате чего сериал, по мнению ценителей, скатился. Являлся идейным продолжателем таких ярких криминальных хроник, как «600 секунд» и «Вне закона». Породил кучу символов, мемов и детских страхов.

Кратко о телесериале.

С 1995 года по 2007 год было отснято две с половиной сотни эпизодов. В пилотных сезонах рассказывалось о действительно ярких криминальных случаях, имевших место в истории СССР и России, благо 90-е годы низким уровнем криминала не отличались. Множество сюжетов, при этом, сопровождались вполне себе захватывающими видео "по горячим следам", то есть имели место реальные записи работы "наружки", захватов, оперативных комбинаций — именно в первых эпизодах можно было увидеть перепуганную физиономию только что задержанного душегуба, услышать реальное интервью с ним (часто, специально записанное для телесериала), а порой и полюбоваться фотографиями с довольно шокирущими анатомическими подробностями из архива органов внутренних дел. Часть сюжетов описывают истории (от первого убийства до поимки) отечественных маньяков (здесь впервые были подробно расписаны истории Чикатило, Головкина, Сливко, Спесивцева, Муханкина, Чёрного, Петрова и других их коллег). Не меньше доставляли истории ОПГ, расплодившихся в лихие 90-е по всей стране, но в это время человеку не обязательно было смотреть в экран телевизора, чтобы насладиться реалистичностью кадров: улицы некоторых городов (Казань, Тольятти, СПб, Кемерово) давали телесериалу фору в жестокости и реализме.

Чем запомнился?

Начальная заставка

Ещё даже толком не начавшись, сериал уже настраивал зрителя на нужный лад (в этом очень помогала подходящая музыка, о которой далее). Порой заставка пугала похлеще другой известной заставки (Телекомпании "ВИД").

На чёрном фоне появляется рамка с надписью «Телекомпания НТВ представляет» под аккомпанимент лютого собачьего лая. За какие-то полторы минуты на экране панорамой демонстрировался самый смак ушедшей эпохи: над памятником Минину и Пожарскому собираются тучи; куда-то бежала группа захвата; за ними шли преисполненные сотнями ненависти кинолог и овчарка; в дикой истерике билась баба-контрабандистка, пронзительно крича «О Господи… Не надо! Ни-и-и!»; из угла умилительно и жалостливо взирал на оператора полуголый ребенок; менты выпиливали какую-то дверь; быстрой панорамой шли, сменяя друг друга, фотографии трупов (разной степени расчленённости) и останки чьих-то развороченных морд; опера задерживали очередного упыря; спецназ заламывал мужика, выковырянного из праворулевой машины; опера клали мордой об багажник чоткого пацанчика; затем в кадре появляется рука, сжимавшая ампулы с хлоридом морфия; затем в кадре мелькает нож (с виду похожий на меч) для исследования и снятие отпечатков пальцев неизвестного мужчины; камера снимает колодец, музыка достигает своего апогея и на фоне ярко-красного квадрата появляется надпись «Криминальная Россия» с приставкой «современные хроники», после этого показывался длинный тюремный коридор и под звуки барабанов появляется рамка с выдержкой из УПК РФ (до 2002 года — из УПК РСФСР). Со временем квадрат в заставке сменился кругом, а сама заставка изменилась на более щадящую (ту самую, в конце которой произносилась пророческая фраза: «Наша молодость здесь пройдет! Сдохнем мы здесь, в тюрьме!». Заменена заставка была потому, что в "Новой России" таких ужасов, как раньше, быть не могло. Неизменной оставалась лишь демонстрируемая в конце выдержка из УПК о презумпции невиновности.

Саундтрек

Узнаваемая всеми жителями этой страны, от мала до велика, музыка авторства Игоря Назарука. Рекомендуется фанатам Хичкока. Уже от первых аккордов по спине пробегают мурашки и начинаешь озираться вокруг в поисках братка с паяльником. У всего народонаселения страны трек устойчиво ассоциируется с отморозками, маньяками и бандитами — эту фишку однажды обыграли даже в КВН. Вообще-то вся музыка в сериале преисполнена чувством безысходности и делится лишь на две категории: боевая и заупокойная.

Голос ведущего

Опять-таки узнаваемый всеми жителями страны могильный голос Сергея Полянского. Смех смехом, а мужик виртуозно умел играть интонациями и от его комментариев порой становилось страшнее, чем от фотографий с разбитыми головами и растрепанными полуголыми трупами. Алсо, ещё одной особенностью этого голоса являлась заключительная для каждого эпизода фраза, произносимая на выдохе и несколько спокойнее и тише, чем вся остальная речь. Из-за этого, даже если в финале серии маньяка посадили/расстреляли, легче на душе от заключительных слов Полянского отнюдь не становилось. При экспорте сериала на ОРТ, ведущего на съёмки звать отказались (до середины десятых его было можно услышать разве что в «Чистосердечном признании» и, собственно «Скандалах-интригах-расследованиях»), а вместо него комментировать сериал посадили Александра Клюквина.

"Мясо"

Выходила передача в 90-х, а это было то время, когда немыслимая чернуха и прочие непотребства воспринимались не как то, что сейчас принято цензурировать и прятать от глаз подальше, а невероятное счастье для телевизионщиков, которое можно напихать в экран для поднятия рейтингов. В «лучшем» случае это были распространённые тогда фотографии убитых на очередной стрелке боевиков какого-нибудь ОПГ, в худшем же - в передаче постоянно смаковалось видео с жертвами маньяков различной степени расчленённости, не чураясь ни изображений половых органов, ни откровенного гуро, вполне открыто показывая как отрубленную голову в выпуске про Головкина, так и «самовар» в выпуске про Спесивцева. Всё это практически превращало вроде бы банальную криминальную передачу в самый настоящий фильм ужасов, пугающий обывателя и доставляя материала поехавшим ещё задолго до появления моды на натуралистичные ужастики вроде Пилы.

Клюква

Передача буквально переполнена не только кучей известных криминальных лиц и происшествий 90-х и первой половины нулевых, но и кучей "клюквы" 90-х в принципе. Уже первый эпизод рассказывает о том, как в 90-е, чёрные риелторы убивали приватизировавших жилплощадь алкоголиков и маргиналов, далее в передаче можно будет услышать ещё об олигархах, сектах, мутных детских домах, поющих под фанеру звёздах, стихийных рынках, в общем, о множестве, уже исчезнувших в наше время элементах российской жизни. Если кому-то захочется понастольгировать о жизни в лихом десятилетии (с криминальным уклоном, конечно же), то сериал в этом плане - находка.

Судьба сериала

Ранний период

Начали бодро. Народ тогда был ещё большей частью непуганый, материала было много, да так много, что параллельно по тому же каналу шли ещё «Криминал» и «Чистосердечное признание» (в котором ещё действительно были криминальные расследования, а не копание в грязном белье). Разборки тогда были ещё не канувшей в лету экзотикой, а жестокой реальностью, да и маньяков ловить толком не умели, так что перед тем, как угодить на нары, редкий кровопийца не успевал настрогать жертв для очередного эпизода. Цензурой НТВ никогда не страдал, только в 90-е больший упор делался на нарушителей закона, а не на ментов, как теперь. Соответственно, пальцы с татуированными перстнями мелькали в кадре постоянно. Не чурались авторы и советской истории: так, к примеру в отдельном эпизоде рассказывалось о пойманном в 80-х маньяке Анатолии Сливко, а чуть позже была рассказана история семьи Овечкиных. Но больше, всё же, рассказывалось о бандитах эпохи 90-х. Всё в подробностях. Лишь в отдельных сериях прежде, чем пустить заставку, создатели извинялись за запредельное количество того, что сейчас покажут (это относилось к сериям, где убивали повышенное количество детей. 30-минутные серии порой доставляли больше, чем отдельные криминальные полнометражки.

Увядание

Ближе к середине 00-х, маньяки и отмороженные бандиты в стране закончились (кого-то устранили, кто-то соскочил, кто-то досиживает срок), а сериал надо было продолжать делать. Вследствие этого, сюжеты начали снимать уже о совершенно никому не известных преступниках, у которых от силы набиралось 1-2 убийства, а иногда просто выдумывать сценарии для новых серий ("Репортаж с того света", "Погоня за призраками"). Этот вариант получил приставку «Современные хроники», но даже в нём порой встречались ещё достойные внимания эпизоды. А вот потом в ход пошли истории о ворах, контрабандистах, взяточниках и т.д. Потом начались повторы и самоцитирование…В общем, стандартный сценарий скатывания доставляющих сериалов в...никуда. А потом начались проблемы:

-во-первых, пропала монополия на бандитские истории — своей собственной криминальной хроникой обзавелся каждый канал. И даром, что все они унылы и скопированы друг с друга — рейтинг НТВ пополз-таки вниз.

-во-вторых, режиссёров настойчиво призвали уменьшить концентрацию трупов на один квадратный дюйм экрана, так как страна была ориентирована на курс: «Жить стало лучше, жить стало веселее»!

Вскоре права на сериал перекупило ОРТ и теперь, при номинальном отсутствии на канале официальной криминальной хроники, ей была найдена неполноценная замена в лице непостоянного сериала - «Криминальные хроники» — когда берётся обыкновенное дело из архива и раскручивается до космических масштабов, растягиваясь при этом на пару эпизодов. При этом от «Криминальной России» в «Хрониках» не осталось практически ничего. Так и закончилась недолгая жизнь доставляющего сериала.

1 комментарий
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

ужас

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Виноват! Я — косяк!»: Азербайджанец, который сжёг цветы и венки у «Вечного огня», получил реальный срок. Мало дали?

Ценнейшие иностранные специалисты, приезжающие в Россию трудиться, трудиться и трудиться, ухитряются находить свободное время для употребления различных веселящих веществ и очень специфических развлечений.
00:18
Поделитесь этим видео

«Виноват! Я — косяк!»: Азербайджанец, который сжёг цветы и венки у «Вечного огня», получил реальный срок. Мало дали?

Ценнейшие иностранные специалисты, приезжающие в Россию трудиться, трудиться и трудиться, ухитряются находить свободное время для употребления различных веселящих веществ и очень специфических развлечений.
00:18
Поделитесь этим видео

Несбыточное счастье Елены Петровны

Была в семье Муравьёвых старая, как мир, и вечная, как Вселенная, тема. Её звали Шуба. Вернее, её звали «У Меня Нет Шубы, а У Всех Есть». Это была форма семейного богослужения, литургия, где мать,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы