Россияне отдали автодилерам около 4,5% ВВП страны
По результатам десяти месяцев две тысячи двадцать первого года россияне потратили на покупку новых автомобилей два трлн семьсот восемьдесят четыре млрд рублей, что на двадцать восемь процентов больше, чем за подобный период прошедшего года, свидетельствуют статистические данные агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), предоставленные «Газете.Ru». Для понимания масштаба — приблизительно такая же сумма (около трех трлн рублей) была израсходована государством на поддержку людей и экономики во время пандемии коронавируса. В минувшем сентябре на заседании глав государств Шанхайской организации сотрудничества глава государства Владимир Путин говорил, что такая сумма сопоставима больше чем с 4.5 процентов внутреннего валового продукта (ВВП) государства за две тысячи двадцатый год. По доходам на рынке Российской федерации главенствует корейский бренд Kia. За десять месяцев текущего года ему получилось реализовать автомобили на сумму 325.7 млрд рублей, что практически на двадцать четыре процентов больше, чем годом прежде. У родственной Kia марки Hyundai приход еще значительнее – больше тридцать пяти процентов, а выручка от продажи машин оценивается в 279.3 млрд рублей. На главенствующих позициях данный бренд и по увеличению средневзвешенной цены автомобиля – за год у Hyundai она подросла практически на двадцать один процентов, до 1.94 млн рублей – мощней динамика подорожания была только у Changan, Chery, Geely и Mercedes-Benz. При этом объемы продаж у корейских брендов подросли не столь гораздо: согласно статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в Российской федерации, в количественном выражении Kia реализовала за тот же период на 9.4 процентов машин больше, чем годом раньше. Hyundai – практически на двенадцать процентов. Замыкает тройку лидеров по объему продаж в денежном выражении японская Toyota – на автомобили этой марки россияне потратили за десять месяцев 2 семьдесят пять.5 млрд рублей, что на четырнадцать процентов больше, чем годом перед этим. За японцами следует Mercedes-Benz с признаком 266.1 млрд рублей (75 процентов) – у немецкого премиум-бренда подросли и объем продаж (на тридцать семь процентов), и средневзвешенная цена автомобиля (практически на двадцать восемь%, до 8.2 млн рублей). «У Mercedes-Benz единовременно отслеживается отличный рост продаж и средневзвешенной цены – больше, к примеру, чем у BMW — отсель и больший рост финансовой емкости, — пояснила в дискуссии с «Газетой.Ru» гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи. — По темпам роста продаж фантастические показатели показывают китайские бренды, также гораздо увеличившие финансовую емкость в данном году». Русская Lada по динамике роста прибылей показывает среднерыночные показатели (плюс двадцать восемь%), на автомобили этой марки россияне потратили за десять месяцев 229.4 млрд рублей. На уровне прошедшего года по финансовой емкости находятся организации, продажи машин которых в штуках в две тысячи двадцать первом году упали: в частности, Volkswagen, Mitsubishi и Nissan. УАЗ и совсем в минусе — за десять месяцев россияне потратили на внедорожники и пикапы этой марки двенадцать млрд рублей против 12.4 млрд рублей годом раньше. На фоне проблемных задач с поставками автокомпонентов и перебоями в производстве, охватившими целый мировой автопром, автокомпании продолжают постоянно корректировать цены – тот же «АвтоВАЗ» повышал стоимость моделей Lada семь раз за год, последнее подорожание (на 8-10 тыс. рублей) случилось в конце ноября. Регулярно переписывают ценники на свою продукцию и иные автопроизводители. Объемы автомобильного рынка Российской федерации в денежном выражении будут возрастать и дальше – помимо недостатка машин свой взнос в это делает инфляция, а еще рвение автоконцернов отыграть прошлые потери, считают специалисты. «В условиях недостатка автомобилей, я думаю, что многие автоконцерны даже сумели отчасти переложить на покупателя издержки прошлых периодов, которые они не могли закладывать в цену автомобилей раньше, — говорит «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому Владимир Беспалов. — Предполагаю, что в финансовом плане автопроизводители ощущают себя теперь очень отменно, поддерживая высокую маржинальность продаж». Косвенным индикатором этого являются темпы роста стоимости автомобилей, которые отслеживаются в течение две тысячи двадцать первого года, цены на новые машины растут стремительней инфляции, уточняет специалист. В долгосрочной перспективе рынок будет расти и в количественном выражении, и в денежном, но в основном за счет инфляции и усложнения конструкции самих машин, предсказывает Беспалов. С ростом предложения возможности для увеличения цен будут ограничены. В денежном выражении русский авторынок продолжит рост и в перспективе году, даже если рост стоимости автомобили замедлится, автопроизводители сумеют получить свой доход за счет объемов, отмечает в дискуссии с «Газетой.Ru» самостоятельный специалист по автопрому Сергей Бургазлиев. «Рассматривая увеличенный интерес и неудовлетворительное предложение, теперь автопроизводители тяготятся получить крупнейшую выручка с всякого проданного автомобиля, — отмечает Бургазлиев. — Увеличения объемов производства машин не ожидается минимум в ближайшие 6 месяцев, при этом в Российской федерации ажиотаж подогревается еще и нерешительностью людей в перспективе». На фоне сложившейся на рынке ситуации автомобили оказались хорошим объектом для инвестиций – купленную год назад машину, даже с пробегом, теперь можно продать подороже первоначальной стоимости, констатирует эксперт.
