Елизавета
Елизавета Подписчиков: 703

Толстой, Чаплин и холодная война: лучшие спектакли декабря

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Двое. Чаплин и Михоэлс» Дмитрия КрымоваМузей Москвы, 23–26 декабря


Исторический факт: в 1943 году председатель Еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс по личному поручению Сталина приехал в США. Там он встречался с состоятельными евреями, которые пожертвовали СССР невероятные для того момента 33 миллиона долларов. Одним из этих людей был Чарли Чаплин. Этот короткий факт становится отправной точкой для Дмитрия Крымова, представившего: а что, если бы встреча великого комика, известного на весь мир, и великого трагика, известного скорее людям театральным, длилась дольше нескольких минут? Если бы они могли попробовать сыграть сцену из «Короля Лира», обсудить самостоятельность американских женщин, выпить кофе, если бы Михоэлс тщательно вытирал мокрые ноги перед тем, как шагнуть по дорогому полу Чаплина?

Сцена Музея Москвы застлана кровавыми ковриками, а перед началом действия огромная кукла-Михоэлс сидит в приемной Сталина с поникшей головой. С Михоэлса падает шляпа, ее подбирает и грубо возвращает на место неизвестный человек в гимнастерке. Появляется Сталин — в маске, исчерченной язвами, с горбом, с бесконечными ужимками и попытками кривляться.

Герой Александра Кубанина пугает с первой же шутки в сторону зала: «Что, всех посадили? 50%? А надо всех посадить».

Сталин и Михоэлс присутствуют на сцене в двух обличиях. Одни — огромные ростовые куклы: вечно улыбающегося Чаплина и с навсегда грустно сдвинутыми бровями Михоэлса водят сразу по пять кукловодов. Других играют Максим Виторган и Роза Хайруллина. Точнее, играют не самих героев, а идеи, проводником которых каждый из них выступал. Больших художников, которым волей третьего художника, Дмитрия Крымова, выпал шанс поговорить.

Одного окружают люди в черных костюмах, сотрудники НКВД, другого — женщины в нарядах горничных. Они почти не остаются наедине. Они говорят фразами, порой бессмысленными, составленными будто из поэзии обэриутов и какого‑то сора вроде «В СССР нет антисемитизма» (именно так наставлял Михоэлса в самом начале Сталин, но позже титры напомнят, что Михоэлс был арестован и убит, а Европейский комитет был ликвидирован).

Но героям все же удается сыграть «Лира»: здесь Виторган почти карикатурно проходится по излишне драматическому представлению о работе трагика, а затем Хайруллина-Чаплин демонстрирует нежнейший пластический этюд. И тогда кажется, что от страшного цирка, в котором происходит все действие (а к цирку отсылает и сценография, и воспоминание Михоэлса о «Цирке», единственном фильме, где он снялся в эпизоде, и любимом фильме Сталина), Михоэлса и Чаплина спасает только вера в искусство — пожалуй, что как в бога. На словах выглядит пафосно и в лоб. А у Крымова — нежнее цветка в руках Хайруллиной-Чаплина.

«Война и мир» Римаса ТуминасаТеатр Вахтангова, 7–8 декабря, 22–23 декабря

Спектакль, спровоцировавший хор восторгов в фейсбуке театральной и околотеатральной Москвы, в котором, правда, звучали отдельные голоса о том, нужно ли в 2021 году смотреть (и, соответственно, ставить) пятичасовые спектакли.

Так или иначе, худрук Вахтанговского театра, литовец Римас Туминас, несколько лет назад поставивший одного из лучших «Евгениев Онегиных» российского театра, теперь под своим углом разбирает «Войну и мир».Из декораций — только серая стена, на фоне которой актеры создают череду блестящих работ: Ростова, например, играют по очереди Сергей Маковецкий и Андрей Ильин, Болконского — Виктор Сухоруков и Евгений Князев, одна из исполнительниц графини Ростовой — Ирина Купченко. Препарация сцен, давно обосновавшихся в нашем культурном коде, и пример того, что называют русским психологическим театром, который непременно надо увидеть.

«Холодная война» Театра взаимных действийМузей-мастерская Дмитрия Налбандяна, 3–5 декабря, 17–19 декабряТеатр взаимных действий — объединение художников и продюсера и их коллаборации с драматургом, композитором, хореографом, но без режиссера. Их «Музей инопланетного вторжения» — мокьюментари о пришельцах, которые якобы высадились в годы застоя в Томской области, а «Университет птиц» — наблюдение за пернатыми с птичьей оперой и возможностью для зрителя примерить крылья. В этот раз участники горизонтального объединения художников пришли в Музей-мастерскую Дмитрия Налбандяна, народного художника СССР и певца официальной советской мифологии. Принесли сюда много-много старых холодильников и решили разобраться в феномене холодной войны, а заодно — страха постсоветского человека перед холодом. Почему в какой‑нибудь Исландии холодно, но не страшно? Может, потому, что там нет коллективной травмы того, что холод — это воронок, этап, Норильск? Почему наш холод нельзя побороть просто хорошей и дорогой одеждой? Финальная часть спектакля — краткая история холодной войны, сыгранная предметами, расположенными на полках холодильников. Там же с ними соседствуют размышления художников.«Я стараюсь готовить свежую еду, но на случай, если у меня нет времени и идей, в ход идут пельмени. Тот же принцип работает и на государственном уровне — в политической морозилке хранятся идеологические пельмени, которые вынимаются в случае отсутствия свежих идей».А соседствует эта фраза с замороженным камуфляжем. «Холодная война» поселится в Мастерской Налбандяна на пару месяцев. Успевайте. Источник: daily.afisha.ru

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

«Демонстрируют на различных вечеринках бриллианты и едят чёрную икру ложками»: Киркорова и Лепса попросили отказаться от новогодних вечеринок

Перед началом новогодних праздников, где наши российские артисты работают «не покладая рук» ради получения миллионных кушей, появился публичный к ним призыв: Обосновывая свое требование к артистам,...

Ложный след Мельпомены

Анастасия пребывала в состоянии перманентного свидания. Эти встречи напоминали один долгий день сурка, где менялись только лица кавалеров, а декорации оставались прежними: одинаковые кафе, стандартные вопросы,...

«Демонстрируют на различных вечеринках бриллианты и едят чёрную икру ложками»: Киркорова и Лепса попросили отказаться от новогодних вечеринок

Перед началом новогодних праздников, где наши российские артисты работают «не покладая рук» ради получения миллионных кушей, появился публичный к ним призыв: Обосновывая свое требование к артистам,...

Пазырыкские курганы

Одно из красивейших мест горного Алтая. Где однозначно стоит побывать и проникнуться в дух истории и культуры.
00:19
Поделитесь этим видео

Пугающая тишина в мире теней! Потерянные души! Новый трек!

Представьте себе... тишину настолько глубокую, что вы слышите, как мир словно трещит по швам! Это не рай, не ад, а будто какая-то таинственная комната, где усталые тени отдыхают. Лёгкая, как след птицы в небе,...
04:03
Поделитесь этим видео

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы