60 лет после первого полета Гагарина в космос: малоизвестные опасности первого пилотируемого полета человека в космос

"Здесь / Я сижу в консервной банке? / Далеко от этого мира / Земля такая синяя / И я ничего не могу с этим поделать...".
Эта строка из песни Дэвида Боуи (David Bowie, David Bowie) Space Oddity выражает чувства Юрия Гагарина, когда он совершил первое путешествие человека в космос.
В своем крошечном космическом корабле, диаметр которого составлял чуть более двух метров, Гагарин был скорее пассажиром, чем космонавтом, когда летел в космос.
В то время "пилот" даже не прикоснулся к управлению космическим кораблем.
"Тяньчжоу-1"?
Китайский "Чанъэ-5": чем он отличается от американо-советской космической гонки спустя 40 лет?
Согласно стенограмме разговора с наземным управлением, Гагарин был поражен видом из иллюминатора космического корабля. Он прокомментировал "прекрасный ореол" нашей планеты и поразительные тени, отбрасываемые облаками на поверхность Земли.
Выход Гагарина в космос 12 апреля 1961 года стал триумфом в советской космической гонке против США, а его успешное возвращение на Землю - бесспорным триумфом.
Но чтобы войти в историю, Гагарин принял опасный вызов, который требовал огромного мужества. Он полетел в космос - таинственный космос, который в то время был совершенно неизвестен - на космическом корабле, на котором не было спасательной операции.
Между тем, ракета, которая отправила его в космос, столько же раз терпела неудачу, сколько и удачу в испытаниях на взлет в то время.
Гагарин взял на себя роль подопытного кролика, и его миссия заключалась в том, чтобы ответить на несколько вопросов - сможет ли человеческое тело выжить в космосе? Может ли космический корабль совершить такое путешествие? И сможет ли космический корабль эффективно взаимодействовать с землей, чтобы обеспечить безопасную посадку?
В то время никто не был уверен в безопасности ракеты, космического корабля, средств управления связью и операционных систем - даже человеческое тело не могло выжить в космосе.
Если бы сегодня перед учеными поставили космический корабль "Восток", никто бы не проголосовал за отправку в космос такого ненадежного экземпляра", - писал инженер Борис Черток в своей книге "Ракеты и люди" спустя почти полвека после той миссии. И люди.
" (В то время) я подписал бумаги, в которых заявлял, что, по моему мнению, все в порядке и что миссия будет безопасной. Сегодня я бы никогда не подписал ничего подобного. Я получил большой опыт и понял, как сильно мы рисковали в то время".
Несколько неудач "Востока
Ракета-носитель "Восток", которая вывела одноименный космический корабль, была основана на конструкции ракеты Р-7, двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты, которая была впервые испытана в августе 1957 года.
В том же году был запущен Спутник-1, первый искусственный спутник Земли, также созданный на базе Р-7.
Конструкция Р-7 оказалась очень удачной - это семейство ракет по сей день остается единственной российской ракетой, используемой для полетов человека в космос. Несмотря на свой возраст, он по-прежнему является надежным устройством для вывода космических аппаратов на орбиту.
Однако в 1961 году все было совсем по-другому.
Крупный план пламени выхлопных газов ракеты, выводящей Юрия Гагарина на орбиту

"Если бы мы использовали современные стандарты безопасности ракет, у нас не было бы причин для оптимизма до 1961 года. В тот год у нас было не менее восьми успешных запусков подряд", - пишет Черток в своей книге.
" (Но) если посмотреть на пять запусков спутников в 1960 году, то четыре из них успешно покинули землю, из них только три вышли на околоземную орбиту и только два из них впоследствии успешно приземлились. И из тех двух миссий, которые вернулись на Землю, только одна приземлилась правильно".
Первый запуск корабля проекта "Восток" состоялся 15 мая 1960 года - менее чем за год до полета Гагарина. В то время на борту космического корабля-спутника находился манекен по прозвищу Иван Иванович.
Космический корабль вылетел на околоземную орбиту, но не вернулся. Его навигационная система была неисправна.
19 августа две собаки, Белка и Стрелка, полетели в космос и успешно вернулись, что стало единственным успешным запуском 1960-х годов.
Но последующие попытки не увенчались успехом.
1 декабря еще один запуск, также с собаками - на этот раз Мушкой и Пчелкой - не смог вернуться на расчетную траекторию и начал падать за пределами советской границы. Затем весь корабль был уничтожен вместе с животными на борту, чтобы другие страны не получили доступ к советским технологиям.
Почти идеально
Характеристики ракеты во время полета Гагарина 12 апреля 1961 года были практически идеальными. Но в космической технике ни одна деталь не бывает лишней, и это "почти" совершенство все равно могло убить Гагарина.
Среди множества технических недостатков, он полетел на орбиту немного выше, чем было запланировано.
У него было замедляющее устройство, но если бы оно не сработало, Гагарину пришлось бы ждать, пока корабль спустится сам, чтобы вернуться на Землю.
Хотя на борту "Востока" было достаточно кислорода, пищи и воды, чтобы продержаться более недели, из-за большой высоты над уровнем моря кораблю могло потребоваться больше времени, чтобы начать спуск.
В этом случае Гагарин, скорее всего, погиб бы от нехватки припасов. К счастью, тормоза сработали.
Пар, поднимающийся из дымовых труб завода возле памятника Юрию Гагарину, во время заката в Москве

Кабели, соединяющие капсулу космического корабля с механическим модулем, не были вовремя разделены перед возвращением Гагарина на Землю. В результате капсула Гагарина приземлилась без ожидаемой активации дополнительных модулей.
В результате температура внутри капсулы была опасно высокой, и Гагарин испытал сильное вращение и почти потерял сознание.
"Прошло 10 минут, прежде чем кабели окончательно перегорели и пилотируемая возвращаемая капсула была освобождена от своей ноши.
Гагарин выпрыгнул с парашютом до того, как капсула коснулась земли, и благополучно приземлился в районе реки Волга.
Это нарушило требования Международной федерации аэронавтики (FAI), согласно которым астронавты должны приземляться в космическом корабле, иначе космический полет не будет засчитан.
Официальные лица отказались признать, что Гагарин не прошел последние несколько километров пути в космическом корабле перед приземлением.
Его рекорд космического полета был сертифицирован FAI. Последний также изменил правила признания таких важных этапов, как безопасный запуск, орбитальный полет и возвращение астронавтов.
"Я слишком много знаю"
Русская служба Би-би-си опросила трех российских космонавтов о том, полетели бы они в космос, если бы оказались в тех же условиях, что и космический корабль "Восток" в 1961 году.
Павел Виноградов, который трижды летал в космос в 1997, 2006 и 2016 годах, сказал, что полетел бы, несмотря на эти опасности, но только из-за собственной авантюрной натуры.
Но Гагарин, по его словам, в то время находился в другом положении и, вероятно, не осознавал всех рисков.
"Вы должны понимать, какими знаниями я обладал для первого полета, - сказал Виноградов, - я был инженером и знал слишком много. Гагарин, скорее всего, этого не знал".
Михаил Корниенко, дважды побывавший в космосе - в 2010 и 2015 годах, сказал, что если бы он был на месте Гагарина, то тоже обязательно полетел бы в космос в 1961 году, но не сейчас, понимая, что ставки чрезвычайно высоки.
"Я уверен, что любой на его месте также вошел бы в этот космический корабль", - сказал астронавт.

Значки с изображением Юрия Гагарина
Сергей Рязанский, дважды побывавший в космосе, отметил, что в первый Корпус космонавтов были призваны армейские летчики-истребители - рекордсмены, готовые пожертвовать жизнью ради своей страны.
Первые астронавты были молодыми, сказал он.
"Скорее всего, если бы я был в том возрасте, из-за своей тяги к приключениям я бы согласился (отправиться в космос на корабле "Восток"). Сейчас, конечно, я бы не стал. У меня четверо маленьких детей и ответственность перед семьей".
Рязански сказал, что даже сейчас космические полеты все еще очень пугают.
"У нормального человека были бы страхи, и это хорошо. Человек становится более дисциплинированным, более сосредоточенным и более ответственным".
"Наша жизнь изменилась навсегда".
Гагарин был сыном фермера, который отправился в неизвестность космоса и стал самым известным человеком на Земле, как только вернулся.
Полет сделал его национальным героем и мировой знаменитостью, и после этого он путешествовал по всему миру, пропагандируя достижения Советского Союза - в том числе в Чехословакии, Болгарии, Финляндии, Великобритании, Исландии, Кубе, Бразилии, Канаде, Венгрии и Индии.
"Конечно, это означало, что наша жизнь изменилась навсегда", - сказала Елена Гагарина в интервью Би-би-си в 2011 году.
"В то время моему отцу было крайне сложно вести личную жизнь. После того полета у моих родителей редко была возможность побыть наедине друг с другом".
"Даже когда он что-то планировал для себя, он был окружен людьми, которые хотели увидеть его, поговорить с ним и прикоснуться к нему. Он понял, что это часть его работы, и он не мог отказать".
Хотя Гагарин очень хотел снова полететь, ему не разрешили совершить еще один космический полет из-за его статуса национального героя.
Позже он принял участие в подготовке нескольких других пилотов и поступил в престижный Жуковский институт авиационной техники.
В феврале 1968 года Гагарин окончил университет с отличием.
В марте того же года, во время обычного испытательного полета МиГ 15, его самолет разбился, в результате чего он и его второй пилот погибли мгновенно. В то время ему было 34 года.