Русальский Константин Викторович
Русальский К. В. Подписчиков: 3972
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 34.2к

Истинный корень зла нашей страны, о котором все молчат

2 919 дочитываний
107 комментариев
Эта публикация уже заработала 146,97 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Пышная крона, зеленые листья – это следствие крепкой корневой системы и регулярного полива дерева, даже если оно растет в пустыне. Отчего же чахнет дерево российского гражданского общества? Кто-то посетует на власти, законы, внешних врагов, однако крайне мало тех, кто готов копаться в корнях проблемы. Давайте попробуем вытянуть один из корней и внимательно к нему присмотреться.

Суть вопроса

Любой депутат, чиновник, строитель, врач и т.п. – это в первую очередь человек. Он рос, учился, воспитывался и впитывал то, что его окружает, делал свои выводы, строил планы, усваивал и выстраивал ценности, получал жизненный опыт того, как работают законы и правила в нашей стране, впитывал отношения к нему окружающих и выстраивал отношения. Это опыт жизни каждого из нас, и наша ответственность состоит в том, с каким багажом придут наши потомки на эту землю.

Так как мы передаем свой опыт, чему мы учим, кого готовим? Как общество должно развиваться, становиться лучше – какую основу для этого мы закладываем?

Образование

Конституция РФ закрепляет право каждого на образование, гарантируется его доступность (ст. 43).

Что такое образование раскрыто в п. 1 ст. 2 237-ФЗ:

«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Федеральный закон № 273-ФЗ в ст. 5 более детально раскрывает, как право на образование обеспечивается, выделим три основных фактора:

  • доступность,
  • бесплатность,
  • соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.

Остановимся подробнее на последнем.

Стандарты

Таких стандартов в РФ утверждено три, возьмем для краткости федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373) – этот документ в открытом доступе, стандарт действует с 2010 года, т.е. уже 12 лет.

Есть уже поколение молодых людей, которые целиком освоили школу по этим стандартам. Можно долго и последовательно его анализировать, но вот его суть:

1) декларируется много чего важного, в том числе в вопросах воспитания морали, нравственности, морального облика ребенка, его ценностей;

2) прописано, что должно быть достигнуто в ходе реализации программы;

3) написано, кем должны разрабатываться учебные планы (непосредственно образовательным учреждением!).


Минобрнауки опубликовало примерные 29 программ образования, которые должны быть образцами для образовательных учреждений, есть даже специальный реестр таких программ.

Заявленные задачи поражают своей продуманностью и масштабностью, подробно расписаны и моральные и нравственные и социальные задачи и принципы, есть место и религии и развитию патриотизма и гражданской сознательности, социализации, профориентации и многому другому… НО!

Школа

Способна ли школа (иное образовательное учреждение) объективно реализовать все эти программы? Очевидный ответ – нет! И тому есть множество объективных причин:

1. Ресурсы – реализация таких программ это ресурсы не только в материальном плане, вроде дидактических материалов, инструментов, современных способов донесения информации, но и в первую очередь кадровый ресурс способный к этой работе. Кроме того, кадровый ресурс должен еще располагать достаточным временем, чтобы не только заниматься этой работой непосредственно с детьми, иметь профильное социально-психологическое образование, еще и иметь время на изучение современных программ, разработку собственных и возможность их внедрения.

2. Структурно – школа не самостоятельное учреждение. Финансирование и требования Министерства образования РФ, накладывает свой отпечаток. Вместе с тем, реализация такой амбициозной задачи как воспитание ребенка требует свободы действий, свободы принятия решений и распределения ресурсов, творческой свободы, не говоря об объективном контроле такой деятельности.

3. Идейно – ни законодательно, ни социально-культурно не закреплены те самые социальные и морально-нравственные нормы, критерии, условия, результаты – достижение которых станет целью воспитания. Каждый понимает цели и задачи, обрисованные минобрнауки в меру своей испорченности, а министерство в своей программе воспитания прямо говорит – страна слишком большая и разная, чтобы приводить общие нормы и делать их обязательными.

Очень странная позиция… видимо, по мнению чиновников министерства, такие понятия, как патриотизм; любовь к Родине; честность; отзывчивость и т.п., в разных углах нашей страны должны пониматься по-разному.

Думаю, реальная причина куда более тривиальна – сделай обязательным, придется требовать исполнения, а то, что у исполнителя нет возможности их достичь, понятно даже им, поэтому программы «примерные» и «рекомендованные».

4. А судьи кто? Школа в этом плане не сильно отстала от министерства и пошла по пути наименьшего сопротивления: Кто должен всем этим заниматься? Наймем социального педагога и нагрузим непосредственно учителей. Однако ни ресурсов, ни времени, ни возможности это делать у них нет. По понятным причинам учитель не пойдет стучать директора по столу или голове – дайте ресурсы, время, возможности.

У директора их нет, чтобы они появились – нужно стучать по столам министерства и голове министерских, а тем в свою очередь в Правительство и Думу. Однако чтобы это делать, они сами должны быть педагогами, психологами, учеными, а не чиновниками. Должны понимать проблемы и потребности школы. Как результат, мы имеем «воспитательную работу» на бумажке, а в чатах школьных классов, учитель выпрашивает у родителей «скриншоты» выполненных бесполезных тестов на ПДД или тестовых олимпиад, чтобы отчитаться перед директором о выполнении работы, которую он выполнить, не способен в принципе.

5. Оценки. Сейчас мы оцениваем образование в оценках за предметы и баллах ЕГЭ, а должны оценивать в процентах преступности, наркомании, социальной успешности, процентах поступивших и окончивших вузы, техникумы, процентах безработицы, службы в ВС РФ, достижениях учеников, ведь это конечная цель. Попробуйте найти такую статистику, например, ближайшей к вам школы.

С тем же успехом можно поручить задачи воспитания развития и социализации детей (а значит будущего общества), скажем, водителям маршрутки, только потому, что они тоже с детьми в какой-то мере контактируют по дороге в школу, или массовику-затейнику местного ДК имени неизвестного детям деятеля.

Образование мы по факту имеем на бумажке (именно они являются критерием эффективности чиновников). Только вот суровая реальность бьет маленьких граждан не по диплому и аттестату, а по морде (перефразировав старый анекдот).

Как с этим справиться

1. Нужна фундаментальная реформа всего образовательного и воспитательного процесса. Тут речь даже не о самих учебных программах отдельных предметов и курсов, а о подходе к организации, осуществлению и контролю образовательного процесса. Начинать нужно с того, что ответственными за организацию и контроль должны быть те, кто назначен непосредственными исполнителями, а не школы и учителя. Они фактически не владеют и не распоряжаются ресурсами. Непосредственные программы, конкретные инструменты, формы и планы реализации образования и воспитания должны разрабатываться учеными, педагогами, психологами во взаимосвязи с чиновниками, отвечающими за распределение ресурсов на федеральном уровне и становиться обязательными для региональных отделений министерств и конечных образовательных учреждений.

2. Процесс усвоения информации по предметам, напрямую связан с двумя ключевыми параметрами: 1) мотивация ребенка, которая складывается из воспитания, образовательной среды, практической пользы информации и ее актуальности; 2) Эффективность передачи информации, которая определяется формой ее подачи, удобством подачи и освоения, формой контроля. Современное образование не уделяет никакого внимания мотивации в получении образования. Эффективность можно оценить на твердую «тройку».

Другими словами, можно придумать гениальную образовательную систему, способную сделать Илоном Маском любого ребенка, но пока этот ребенок не мотивирован такое образование получить, результат будет равен нулю.

Те же, кто имеет мотивацию, созданную вопреки усилиям министерства образования, столкнутся в школе с банальной неэффективностью передачи этих знаний. Решение этих проблем должно стать основой предстоящей реформы. Это возможно только при плотном сотрудничестве образовательной системы с современными медиа и Интернет-ресурсами. Начиная от социальной рекламы в Тик-Ток и популяризации образования, заканчивая разработкой и внедрением современных образовательных фильмов на базе 3-Д технологий и разработкой современных образовательных компьютерных игр.

3. Актуальность образования. Образование в традиционном смысле должно быть основой, фундаментом практического образования, а не становиться его заменой или конкурентом. Образование должно использовать все современные ресурсы, чтобы конкурировать с «воспитанием улицей». Если в 90-е это были подворотни, то сейчас основная площадка – это Интернет.

Пока министерство образования тратило миллиарды на создание и внедрение программ о том, как кто-то должен сделать что-то за них, такие персонажи, как Моргенштерн и иже с ними, «воспитали» миллионы, при этом те же миллионы заработав.

В Сети тысячи примеров необразованных, безнравственных упырей, достигших невероятных высот популярности и богатства. На них воспитываются, им подражают, их пути хотят следовать десятки миллионов детей и подростков. Что может противопоставить этой массе современное образование? Учись одиннадцать лет, потом вуз пять лет, потом паши всю жизнь, чтобы стать пенсионером с прожиточным минимумом? Где тысячи примеров того, как образование сделало человека миллионером? (Мы же о рыночной модели общества говорим, тут деньги главное.) Где примеры того, как олимпиадник по геометрии из 11«Б» из г. Урюпинска получил от мэра айфон-12? Или отличник из г. Козодойска стал советником министра и в его честь назвали переулок? Или президент школьного самоуправления, был принят без экзаменов в госуниверситет, с гарантированным приемом на работу в мэрию? Стипендии отличникам? Образование в Гарварде олимпиадникам? Камаз в подарок лучшему студенту ПТУ? Разочарование в образовании школьный отличник познает уже при вручении «золотой» медали, когда поймет, что ее даже в ломбард не сдать.

4. Назрела острая необходимость общественной НАДобразовательной структуры, в чье ведение должен быть передан вопрос воспитания молодежи. При этом, данная структура должна располагать собственными ресурсами, медиа, фондами, предприятиями для достижения поставленных целей. Школа и традиционное образование, должны быть подчинены и встроены в такую структуру, вместе с наукой, а непосредственное управление такой структурой должно осуществляться в равной степени самой молодежью, управленцами и учеными.

Многие читатели узнают в этом изобретение велосипеда с «октябрятами», «пионерами», «комсомольцами» и будут абсолютно правы – эффективность советского воспитания во многом обязана именно этим организациям.

Реанимировать старые структуры, разумеется, невозможно, но вполне возможно создать новые, современные эффективные и привлекательные. Эту тему постараюсь раскрыть в следующих публикациях.

В заключение

Если бы серьезная реформа произошла, скажем, после распада РФ, мы получили бы по-настоящему эффективное, современное, актуальное образование, ориентированное на все те замечательные цели, декларируемые 29 программами Министерства образования, то именно сейчас, люди воспитанные в такой замечательной среде заступали бы на посты в Правительстве, Думе, министерствах ведомствах и службах. Воспринимая динозавров 90-х как рудимент, мешающий строить им то будущее, в которое они верили, к которому их готовили. Но если такую реформу провести даже сейчас, многие из нас успеют пожать ее плоды при жизни, не говоря о наследии и будущем наших детей. Однако почему-то сиюминутные выборы, выплаты, ковиды и прочие приземленные обстоятельства вызывают куда больший интерес.

Может, по причине эффективности нашего с вами образования и воспитания? Хотя… нет, показалось… «это все Путин виноват…»

Проголосовали: 299

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

107 комментариев
Понравилась публикация?
143 / -12
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Русальский Константин Викторович
Комментарии: 107
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Назрела острая необходимость общественной НАДобразовательной структуры, в чье ведение должен быть передан вопрос воспитания молодежи. При этом, данная структура должна располагать собственными ресурсами, медиа, фондами, предприятиями для достижения поставленных целей.

***

- Все это выльется в создание очередной бюрократической структуры. ИМХО.

А поставленный автором вопрос очень серьезен, и именно поэтому его решению будут всемерно препятствовать.

Неизбежно, особенно на начальном этапе внедрения, ведь возглавят то кто? те же чиновники. Те же советские организации были далеко не идеальны особенно вначале, однако это не мешало им развиваться и стать эффективным способом воспитания социалистического общества, до сих пор отголоски его слышны. Пока социальные векторы не утрачены окончательно, такая структура могла бы стать идейным наследником социального общества, понемногу трансформируясь во что-то более разумное. Вакуум же, сейчас заполняется еще более страшными формами влияния на разум детей.

+24 / -1
Ответить
DELETE

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:19
советские организации были далеко не идеальны особенно вначале, однако это не мешало им развиваться и стать эффективным способом воспитания социалистического общества

Если бы эти организации сумели воспитать общественное сознание, "социалистическое общество" не развалилось бы вмиг.

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:19
. Вакуум же, сейчас заполняется еще более страшными формами влияния на разум детей.

Это уже не вакуум, а "антиматерия" для аннигиляции, уничтожения нравственности.

Николай СергеевичПишет 22.12.2021 в 11:41
не развалилось бы вмиг.

а оно и не развалилось вмиг, оно разваливалось последовательно 50 лет и так до сих пор развал идет и не завершен - я считаю это великолепным результатом для общества, которое на тот момент существовало в социально-коммунистической идее меньше 100 лет. Семейные ценности развалились быстрее, а им позвольте уже несколько тысяч лет.

+20 / 0
Ответить
DELETE

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:48
считаю это великолепным результатом для общества, которое на тот момент

На какой момент?И почему разваливалось, по-вашему?

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:48
Семейные ценности развалились быстрее, а им позвольте уже несколько тысяч лет.

Угу. А кто разваливал?

раскрыть ветку (0)

Если брать точкой отсчёта революцию, как старт образования общества того образца, а финалом думаю можно назвать Хрущёва... А разваливали всё помаленьку, те же коммунисты например, сейчас глобалисты и ультраглобалисты

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

корень зла нас в стране один.пересидент. ибо с его молчаливого согласия и попустительства творится весь беспредел в стране

+21 / -1
картой
Ответить

вы переоцениваете его роль в этом цирке, он не директор, а конферансье

+12 / 0
Ответить
DELETE

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:20
вы переоцениваете его роль в этом цирке, он не директор, а конферансье

Думаю, Вы недооцениваете его роль: он главный заказчик или один из главных и куратор всего происходящего. Власти образованные люди, думающие и анализирующие, особенно высказываюшие своё отличное от принятого мнение, нужны как "телеге пятое колесо". Ибо, как Вы правильно заметили, все благие цели остаются только на бумаге или бла-бла-бла - можно и озвучить, а дальше дело не требуется. Задача власти: сохранить и передать по наследству власть и всё "нажитое непосильным трудом". А что для блага общества и страны, то "криво-косо" делается, минимум каждому имеется, народ терпеливый - одно из неоспоримых качеств. Лозунг православия, которое активно навязывается, "Вера, надежда, любовь" , плюс прошлые исторические победы, плюс сила и мощь оружия - любому "по зубам дадим", ну и хватит гражданам для патриотизма и духовной опоры.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Русальский Константин ВикторовичПишет 22.12.2021 в 11:20
в этом цирке, он не директор, а конферансье

Прекрасно сказано.

Директора меняются реже, чем конферансье... уже пора готовить новую программу цирка.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Начинать нужно с того, что ответственными за организацию и контроль должны быть те, кто назначен непосредственными исполнителями, а не школы и учителя.
Не бывает коллективной ответственности. Коллективной может быть только безответственность, а ответственность бывает персональная.

+8 / 0
картой
Ответить

Вот сейчас так все и работает, персональную ответственность несет учитель за то, за что раньше отвечал целый аппарат чиновников, причем персонально и собственной головой.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Большое спасибо Вам за интересную публикацию! Всегда интересно и занимательно читать Ваши статьи! Ждём Ваши новые работы.

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Если бы серьезная реформа произошла, скажем, после распада РФ, мы получили бы по настоящему эффективное, современное, актуальное образование, ориентированное на все те замечательные цели, декларируемые 29 программами министерства образования, то именно сейчас, люди воспитанные в такой замечательной среде заступали бы на посты в правительстве, думе, министерствах ведомствах и службах.

+5 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (107)

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

По каким признакам паспорт признаётся повреждённым и подлежит обязательной замене? Вопрос-ответ

По общему правилу, в соответствии с требованием п.п. «ж» п. 22 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 № 2267, паспорт подлежит обязательной замене,...

Почти миллиард за год? Что известно о заработке певца Вани Дмитриенко в 2025 году

В сети пошла новость о том, что певец Ваня Дмитриенко в 2025 году якобы заработал около 924 млн рублей. Журналисты утверждают, что молодой исполнитель провел 33 концерта, а гонорар за одно шоу — 28 млн рублей.
04:26
Поделитесь этим видео

Вот так убираются в Москве.

Вот она самая продвинутая Москва, роботы и технологии, но чтобы убираться и мыть моющей техникой, да ну зачем нам это. И это на Ломоносовском проспекте, занял автомобиль занял одну полосу и это нормально,...
00:23
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы