Изменения, штрафы в ПДД в 2022 году.
Ежегодно в России вступает в силу много изменений и поправок для водителей - 2022 год не станет исключением. Какие же изменения ждут российских водителей в 2022 году - читайте в материале портала Avtospravochnaya.com. ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ЯНВАРЯ 2022
Отзыв автомобилей без "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2022
17 августа 2021 года было принято решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №101, согласно которому в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) до 31 декабря 2021 включительно временно было разрешено выпускать автомобили без установки "ЭРА-ГЛОНАСС". Это было связано с дефицитом чипов и резким ростом цен на полупроводники.
Речь идёт о транспортных средствах категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (легковые автомобили, автобусы и грузовики, за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей).
Речь идёт не о полной отмене требований по установке данных систем, а об отсрочке - до 30 июня 2022 года. До указанный даты автопроизводители будут вынуждены провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями "ЭРА-ГЛОНАСС" за свой счет.
Активная фаза по дооснащению автомобилей системами "ЭРА-ГЛОНАСС" начнется в январе 2022 года. К этому времени все автопроизводители представят итоговую отчетность по автомобилям с указанием VIN-номеров, которая будет опубликована на сайте Росстандарта и будет доступна на сервисе easy.gost.ru.
Вся информация также будет заноситься в систему электронных ПТС. Сведения о необходимости дооснащения автовладельцы получат в обязательном порядке на стадии приобретения и эксплуатации автомобилей. Все меры в рамках отзывных кампаний осуществляются за счёт автопроизводителя - для собственников автомобилей эти мероприятия являются бесплатными.
Электронные накладные с 1 января 2022
Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.
С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.
Медсправка на права с 1 января 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 1 января 2022 года должны были вступить в силу новые правила медосмотра водителей. Однако, их скорректировали и перенесли - на 1 марта 2022 года (читайте ниже).
Отмена госпошлины за права с 1 января 2022
30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
Установка тахографов на автобусы с 1 января 2022
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М 2 (до 5 тонн) и М 3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ФЕВРАЛЯ 2022
Тариф "Платона" с 1 февраля 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, в последний раз тарифы для дальнобойщиков повышались с 1 февраля 2021 года - тогда тариф «Платона» вырос на 14 копеек, до 2,34 руб. за километр. Следующая индексация тарифов запланирована на 1 февраля 2022 года.
Традиционно, Росавтодор в середине года публикует ожидаемый размер индексации тарифа на следующий год. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 843, с 1 февраля 2022 года в рамках ежегодной индексации размер платы в государственной системе "Платон" прогнозируется на уровне 2,44 рубля за километр пробега. То есть, ожидаемый рост тарифа - 10 копеек.
При этом фактический размер платы будет размещен на официальном сайте Росавтодора в период с 10 по 20 января 2022 года, после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2021 год. Такой формат индексации размера платы производится с 2019 года и учитывает проработанную Минтрансом России совместно с грузоперевозчиками программу предсказуемости изменения размера платы.
Стоит отметить, что в 2021 году фактическое повышение тарифа превысило прогноз - тариф стал дороже на 14 копеек при прогнозе 11 копеек.
Опасное вождение и конфискация машин
Термин "опасное вождение" был внесен в текст ПДД ещё в 2016 году. Четко прописан перечень таких действий, неоднократное совершение которых считается опасным вождение:
невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
несоблюдение бокового интервала;
резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
препятствование обгону.
Однако, проблема в том, что на сегодняшний день "опасное вождение" в ПДД запрещено, однако штрафа за это нарушение в КоАП РФ не предусмотрено.
21 декабря 2021 года Госдума в первом чтении приняла поправки, вводящие уголовное наказание для злостных нарушителей ПДД за превышение скорости или выезд на встречную полосу, если ранее они уже были лишены прав за эти нарушения.
В рамках обсуждения данной инициативы депутат Ярослав Нилов в очередной раз поднял вопрос о необходимости введения штрафа за опасное вождение. Его поддержал председатель Госдумы Вячеслав Володин, который предложил в течение месяца подготовить соответствующие поправки, чтобы их можно было вынести на рассмотрение уже в феврале 2022 года.
По его словам, для подготовки законопроекта в Госдуме будет создана рабочая группа под руководством Ирины Яровой, куда войдут Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, Ярослав Нилов, представители фракций.
«Мы с вами проработаем вопросы штрафстоянок и, если такое решение будет принято, конфискации автомобиля, на котором совершаются противоправные действия. От этого гибнут люди. Мы с вами должны сделать все для того, чтобы защитить здоровье граждан, защитить жизнь людей», — заявил Председатель ГД.
«Давайте мы договоримся, что в феврале поправки будут внесены для рассмотрения», — предложил Вячеслав Володин.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С МАРТА 2022
Обучение в автошколах с 1 марта 2022
С 1 марта 2022 года ГИБДД будет проверять курсантов автошкол на наличие запретов для обучения и отстранять при их выявлении. Соответствующий приказ МВД России №764 от 19 октября 2021 года был официально зарегистрирован 26 ноября, сообщает Avtospravochnaya.com.
Согласно документу, автошколы в течение 10 дней до начала практического обучения вождению должны будут направлять в ГИБДД список курсантов, проходящих обучение. Информация будет предоставляться сотрудником автошколы путём письменного обращения в подразделение ГИБДД или с использованием портала Госуслуг.
ГИБДД, в свою очередь, в течение 5 дней вносит эту информацию в свою информационную систему, и проверяет курсантов на наличие нарушений, не позволяющих обучаться на права:
лишение прав;
отсутствие лицензии у организации, выдавшей медсправку курсанту.
Если же медсправка выдана в другом регионе, который не относится к территории обслуживания данного подразделения ГИБДД, то автоинспекторы будут направлять соответствующий запрос в клинику, чтобы она подтвердила факт выдачи этой медсправки и достоверность указанных в ней сведений.
При выявлении указанных нарушений, ГИБДД в течение 3 дней сообщает представителям автошколы о том, что такого курсанта запрещено допускать к практическим занятиям по вождению.
Штраф за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022
Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 27 июля 2020 года управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, предусматривало наложение штрафа в размере 2000 рублей. Выписывать такой штраф разрешено не чаще одного раза в сутки.
Однако, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" вступление в силу указанного штрафа перенесено на 1 марта 2022 года.
Ужесточение техосмотра с 1 марта 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 1 марта 2021 года процедура техосмотра автомобилей обязательно должна сопровождаться фотофиксацией. Требования к этому процессу прописаны в приказе Минтранса №97 от 31 марта 2020 года.
Согласно документу, процесс техосмотра должен сопровождаться двумя фотографиями: перед началом автомобиль фотографируется с передней части, после окончания осмотра - сзади. На фото должны быть чётко видны марка, модель, цвет, госномер автомобиля. Также к фотографиям прикрепляются данные геолокации с координатами пункта техосмотра.
Однако, уже практически с первых дней эти материалы фотофиксации начали подделывать. При помощи элементарных навыков фотомонтажа корректировались координаты пунктов ТО, на фото "менялись" госномера, фон фотографий и т.д.
В связи с этим, Минтранс подготовил поправки в указанный приказ - они опубликованы на портале проектов нормативно-правовых актов.
Основные изменения, предусмотренные новым приказом:
добавляется фото "боковой проекции" автомобиля (при начале диагностирования и после окончания);
на фото рядом с автомобилем должен попасть эксперта пункта ТО, проводящий осмотр (фото должно быть в полный рост, эксперт должен находиться рядом с автомобилем и смотреть лицом в камеру);
запрещено корректировать фотографии (в том числе менять фон и EXIF-данные файла);
координаты автомобиля должны быть в радиусе не более 40 метров от координат пункта ТО в реестре операторов техосмотра (ранее было 15 метров);
в случае проведения техосмотра на передвижной диагностической линии на фото должен быть виден роликовый стенд для проверки тормозов.
В случае подписания, эти поправки вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Новые штрафы ГИБДД с 1 марта 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, МВД России в сентябре 2020 года был подготовлен проект Постановления Правительства России, который вносит очередные изменения в ПДД. Согласно документу, для водителей хотели увеличить перечень причин, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В связи с этим, изменения должны были быть внесены в «ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (является приложением к ПДД).
К примеру, эксплуатацию транспортного средства хотели запретить при выявлении следующих неисправностей:
подтекание тормозной жидкости, топлива, жидкости ГУРа и других жидкостей;
наличие коррозии на деталях тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением;
неисправность АБС;
установка нештатных ламп и фар (в т.ч. ксенон и LED, если они не предусмотрены конструкцией);
отсутствие противосолнечных козырьков;
светопропускание лобового и боковых стёкол менее 70% (для бронированных стёкол – менее 60%);
наличие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя;
установлены шипованные шины с июня по август или летние шины с декабря по февраль;
отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления колеса;
отсутствие предусмотренной заводом-изготовителем подушки безопасности;
горит лампа неисправности двигателя (Check Engine);
имеются видимые разрушения проводки;
установлены устройства, выступающие за передний бампер;
установлены устройства, позволяющие скрыть или видоизменить госномер.
Напомним, за данные нарушения, связанные с техническим состоянием автомобиля, грозит штраф 500 рублей и запрет эксплуатации до устранения неисправности. Как говорилось в пояснительной записке, целью поправок является приведение ПДД в соответствие с действующими нормами Технического регламента Таможенного союза.
Проект поправок был размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов. В случае утверждения данных поправок, они должны были вступить в силу с 1 июня 2021 года.
Однако, позже была опубликована актуальная версия проекта документа, сформированная по итогам общественного обсуждения. В ней срок вступления в силу изменён - с 1 июня 2021 года поправки перенесли на 1 марта 2022 года. Кроме даты вступления в силу, в текст документа внесены и другие изменения. К примеру, этот же перечень неисправностей теперь распространён не только на автобусы, но и на троллейбусы.
Добавился новый пункт, при котором запрещена эксплуатация транспортных средств с пневматической тормозной системой:
"Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Имеется утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер".
А вот по рулевому управлению наоборот - "люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг" исключён из перечня запрещённых неисправностей.
Что касается устройств освещения, добавлено уточнение, что устройства фароочистки и автоматического корректирующего устройства угла наклона фар необходимы только для фар, "имеющих источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен".
Кроме того, из перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию, исключено отсутствие тахографа. На данный момент проект поправок не подписан - он получил отрицательное заключение Минэкономразвития, в связи с чем будет вновь дорабатываться.
Медосмотр водителей с 1 марта 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Минздрав подготовил новые правила медосмотра водителей. Документ был официально опубликован 30 ноября 2021 года (приказ Минздрава от 24.11.2021 №1092 н).
Согласно данному документу, с 1 марта 2022 года при медосмотре водителей будут направлять на новые анализы для выявления наркотиков и алкоголя. Но не всех поголовно, а только в двух случаях:
при возврате водительских прав после лишения;
при выявлении врачом-наркологом признаков и симптомов алкогольной или наркозависимости.
В тексте документа приведён перечень из 18 таких клинических признаков:
неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
заторможенность, сонливость или возбуждение;
эмоциональная неустойчивость;
ускорение или замедление темпа мышления;
гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
учащение или замедление дыхания;
тахикардия или брадикардия;
сужение или расширение зрачков;
вялая реакция зрачков на свет;
двигательное возбуждение или заторможенность;
пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
неустойчивость в позе Ромберга;
ошибки при выполнении координационных проб;
тремор век и (или) языка, рук;
нарушение речи в виде дизартрии;
признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.
При выявлении одновременно трёх из этих признаков, врач-нарколог сможет направлять водителя на лабораторный анализ, даже несмотря на отрицательный результат экспресс-теста на наркотики и алкоголь.
Как видно по данному списку признаков и симптомов, он очень обширный, что фактически позволяет направить на исследования практически любого водителя.
Поправки вступают в законную силу с 1 марта 2022 года. Лишение прав после медосмотра с 1 марта 2022
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности.
В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования. Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав. Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.
В случае утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года. Однако, по последним данным, документ получил отрицательный отзыв от Минэкономразвития и будет дорабатываться.
