Списание долгов и христианство. Что говорил Христос о долгах?
Я просто не мог заснуть, когда эта история вертелась у меня в голове. Сахарницы действительно расстроены тем, что их отодвинули в сторону. Я думаю о том, почему мы празднуем рождение человека, который проповедовал списание долгов, не празднуя и не практикуя эту часть его послания.
О, конечно. Мы можем весь день говорить о мире на земле. Но мало кто из нас готов говорить о том, что вызывает столько разногласий и насилия, а именно о дефиците, вызванном долгами. Зачем Иисусу вообще понадобилось делать Юбилейный год приоритетом в своей первой проповеди? Потому что он знал историю.
В своей книге “...и прости им их долги” Майкл Хадсон объясняет историю долга и то, как он возник. Он описывает возвышение человека от охотника-собирателя до фермера и торговца. Он демонстрирует, как цивилизация зародилась в обществе, где у каждого мужчины, у каждой семьи был участок земли, который они не могли потерять. По крайней мере, до тех пор, пока не появился изначальный банкир, чтобы все испортить.
В древности людям нужно было держаться вместе, чтобы защищать друг друга от опасных хищников, плохой погоды и других групп людей. Они формировали группы по 10 или 20 тысяч человек, в которых каждому мужчине давали землю для пропитания. В обмен на землю, которую они не могли потерять, мужчины должны были служить в армии, строить стены и рыть оросительные канавы.
В те далекие времена правитель собирал налоги, чтобы оплачивать услуги и содержание королевства. Налоги выплачивались с части урожая от каждой семьи. Иногда люди попадали в долги. Иногда случалась засуха, наводнение или война. В те времена правитель списывал долги храму, потому что знал, что долги не могут быть выплачены.
Некоторые из этих людей поумнели и сообразили, что могут ссужать излишки своего урожая под проценты, обычно около 33% в год, другим людям, которым не так повезло. Это были первобытные банкиры, первые ростовщики. Они беспокоились не столько о том, чтобы вернуть деньги, сколько о том, чтобы избавить своих жертв от долговой кабалы. Эти ранние банкиры начали конкурировать с правителями за рабочую силу.
Правители поумнели от этой практики и начали издавать приказы и указы об аннулировании долгов, чтобы люди освободились от долгов перед ранними банкирами. Правители отменили долги, чтобы люди не сбежали из группы. Они отменили долги, чтобы устранить конкуренцию за рабочую силу, необходимую для поддержания королевства. По словам Хадсона, списание долгов было освященной веками традицией в ранней истории человечества в течение 3000 лет.
А потом все прекратилось.
Когда Иисус произносил свою Нагорную проповедь, он говорил об аннулировании долгов и восстановлении Юбилейного года. Он говорил о давней традиции списания долгов. И если вы прислушаетесь к посланию Рождества, христианства, то послание о списании долгов почти полностью отсутствует. Большая часть этих разговоров о прощении не имеет ничего общего с долгами. Все дело в том, как мы плохо обращаемся друг с другом и как мы можем искупить наши грехи жестокого обращения. Но, как говорит Хадсон в своей книге, почти весь этот контекст о долге был удален из Библии. Из книги Хадсона:
Насилие сыграло важную политическую роль, почти исключительно благодаря кредиторам. Свергнув королей и популистских тиранов, олигархии обвинили защитников интересов должников в том, что они были “тиранами” (в Греции) или стремились к царствованию (как братья Граччи и Юлий Цезарь были обвинены в Риме). Цари Спарты Эгид и Клеомен были убиты за попытку списать долги и отменить монополизацию земли в 3 веке до нашей эры. Соседние олигархии призвали Рим свергнуть царей-реформаторов Спарты.
Об этих земельных монополиях. Первые правители давали людям землю, которую они не могли потерять. Они даже не могли его отдать. Они могли только передать это следующему поколению. Первобытные банкиры сообразили, что они могут ссудить часть своего урожая под проценты до такой степени, что они смогут “лишить права выкупа” имущество. Поскольку ранние законы разрешали передачу земли только по наследству, у первых банкиров появилась идея. Семья должника могла “усыновить” кредитора как сына при прощении долга. Я должен признать креативность этого решения.
Вся эта история была расшифрована с помощью Розеттского камня, команды ассириологов и всех древних табличек и свитков, найденных археологами. Хадсон работал с группами ученых, чтобы перевести свитки и таблички и расположить их в определенной последовательности. Записи о сделках демонстрируют явную схему попустительства и коварства со стороны кредиторов, чтобы накапливать землю и втягивать людей в долговую кабалу.
Древность изобилует образцами списания долгов для восстановления мира и порядка, устранения крайнего неравенства из политики. Мы стоим в окружении астрономических долгов, неравенства доходов и политической поляризации, потому что мы отказываемся прощать долги. Я хотел сказать, что правительство отказывается вмешаться и списать долги. Как говорит Хадсон, “Долг, который не может быть выплачен, не будет выплачен".
Первая проповедь, которую когда-либо произносил Иисус, включала в себя четкое послание об аннулировании долгов и о том, как аннулирование долгов может восстановить мир.
Почему мы занимаем деньги, чтобы их потратить? Потому что нас воспитали в убеждении, что занимать деньги, чтобы их потратить, - это нормально. Нас воспитали в убеждении, что нормально платить проценты за все, что мы покупаем, включая землю, на которой мы живем. Нас воспитали в убеждении, что для финансовой индустрии нормально откачивать большую часть экономики для себя в обмен на одалживание денег, которые они создают из ничего.

Интересно, есть ли страны, в которых практикуется прощение долгов своим гражданам...