Кредит без присутствия заёмщика, счёт без присутствия владельца

С 1 января 2022 года на крупные банки, отвечающие определенным требованиям, возложили обязанность (!) выдавать кредиты и открывать счета физическим лицам без личного присутствия, т.е. с использованием цифрового сервиса.
Мнения граждан об этом разделились: одни радостно приветствуют нововведение, другие высказывают опасения. Я на стороне тех, кто видит в этой возможности опасность. И считаю, что опасность совсем не преувеличена. Цель же такого сервиса, скорее, не забота о гражданах, а сбор данных о них. Программа по сбору биометрических данных в банках «явочным» способом фактически провалилась: ну не желают клиенты такие данные предоставлять. А еще цифровая система освободит банки от дополнительной работы: подавать данные о кредитах в ЦБ РФ, Бюро кредитных историй, Единый федеральный информационный регистр.
А уж для мошенников – новая возможность покреативить. И если кто-то думает, что до него не доберутся, то он, на мой взгляд, глубоко ошибается. Мошеннику-то все равно, чьи данные использовать. Следующий немаловажный фактор – не знакомятся клиенты с полным текстом банковских условий. Если же оформление будет проходить на сайте, где банк на первой странице услужливо выложит «выжимку» из них, то копнуть поглубже, чтобы понять, чем обязан банку, потрудится один из сотни.
И, конечно же, как и сейчас, полные условия банки будут прятать как можно дальше от «любопытных» глаз. Думаю, размер удивления заемщиков и владельцев счетов будет расти в геометрической прогрессии.
Жирный минус
Система защиты тех, кто не желает пользоваться такой услугой, не продумана, законодательно это даже не предусмотрено. Есть некоторые предложения от отдельных банков, но безопасность в целом это не обеспечивает. Например, банк ВТБ предлагает дать возможность гражданам подавать заявление об отказе от дистанционного способа получения услуг. Да у кого есть возможность подать заявления во все банки… Ответственность же за всё лежит на клиенте. Чем глубже внедряется «цифра», тем меньше ответственности на тех, кому потребители платят, и тем выше их доходы.
Нельзя забывать и том, что поиском, выявлением и наказанием мошенников в цифровой среде в настоящее время никто не занимается и оснований ожидать, что это начнут делать, пока нет. Найти доказательства своей непричастности к какой-либо операции можно, но для этого понадобится не только юрист, но и IT-специалист, много времени, нервов и терпения.
В одном деле, чтобы всего лишь доказать, что банк информацию об изменении условий на сайт выложил позднее, чем списал деньги со счета клиента, мне понадобился IT-специалист и четыре судебных заседания. А с использованием персональных данных и банковского счета, мошенническим кредитом всё гораздо сложнее.
При всем этом проблема гораздо глобальнее. С желаниями и проблемами граждан никто считаться не спешит. Нашу жизнь неукоснительно переводят в нереальность. Разве кто-то думал о людях, вводя только электронные трудовые книжки, сбор биометрических данных, ЕФИР? В ближайшее время будут введены электронные паспорта, права, полисы и т.д., и т.п. Удобно? Конечно. Но, прежде всего, для чиновников и бизнеса. Удобство формулировки «сбой системы» неоспоримо и, главное, ненаказуемо.
Заметьте, система всегда сбоит в пользу системы. И главное – возможность манипуляции сознанием и, как следствие, всей жизнью любого человека.
Молодежь принимает любой перевод в цифровую среду как занимательную игру. А вступая в игру, не задумываются о последствиях: в игре-то последствия игрушечные. Реальная жизнь уходит даже не на второй, на последний план. И никто не выходит на улицу с протестами, не поднимает шум в Интернете. На фоне всего этого борьба с QR-кодами кажется мне пустым сотрясением воздуха и хорошей возможностью увести сознание граждан от более серьезных проблем.
Высказывайте свое мнение в комментариях.
Полностью поддерживаю опасения автора. Даже сейчас, если мошенники у Вас с вашей дебетовой карты Сбербанка незаконно спишут деньги, совершенно не факт, что Сбербанк Вам их вернёт, лично сталкивался с этим. И под этим предлогом, сейчас Сбербанк навяливает страхование банковских карт. Т.о. очевидно, что существующий механизм защиты не идеален. Я, оплачивая страховку своей карты, фактически оплачиваю свою защиту. Сейчас мне предлагают цифровизацию кредита, и опять, наверное, банк мне предложит застраховаться от мошенников, чтоб злоумышленник не взял кредит от моего имени. Вопрос: да зачем оно мне надо? Наладьте сначала защиту банковских карт, и лишь после этого, продвигайте Ваши цифровые технологии.
Навязывание страховки от мошенников, потери денег Сбербанком - история давняя. Простое выкачивание денег, т.к. по закону о банках они обязаны обеспечивать сохранность денежных средств клиентов и возмещать им потери. Проблема в том, что большинство клиентов закон не знают, а в случае потери денег не знают как доказать вину банка, к юристам не идут не до заключения договора, ни при возникновении проблем. Да и, что греха таить, найти доказательства в цифровой среде дело затратное, т.к. требуется IT-специалист.
помимо "специалиста" требуется еще и его допуск к банковским документам. и хтож клиенту даст допуск?
Очень трудно найти хорошего юриста,сведующего в области банковского или страхового права,им бы просто так деньги стричь,
При этом банк не несет ответственности, если владелец карты пострадал от мошенников или еще какого незаконного списания денег. Отсылают в страховую. И я не слышала, чтобы страховая возместила кому-нибудь потери по этой причине.
В банках тоже мошенники есть ,поэтому и не за что не отвечают.
не получается привлечь банк к ответственности именно потому, что граждане слушают банк и делают то, что им в банке скажут. Сначала оформляют страховку своих денег, а при их утрате от действий мошенников идут в страховую.
В действительности же страховать сохранность своих денег не надо, т.к. по закону банк обязан сохранять деньги клиентов, их персональные данные, безопасную и бесперебойную работу всех систем и нести ответственность за нарушения. На этом основании при утрате денежных средств требования клиент должен предъявлять к банку на основании ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Я на стороне тех, кто видит в этой возможности опасность. И считаю, что опасность совсем не преувеличена. Цель же такого сервиса, скорее, не забота о гражданах, а сбор данных о них.
Зачем повторять то что написано в статье?....
Чтобы ЧТО?
Лобби мошенников и здесь смогло подсуетиться.
Кстати не могу понять почему еще нет услуги, когда гражданин заполнив одно заявление об отказе, мог бы с помощью одной кнопки разослать его во все банки и автоматом во все вновь образующиеся ростовщические шарашки.
Автор: Я на стороне тех, кто видит в этой возможности опасность. И считаю, что опасность совсем не преувеличена.
В нашей славной сторонке никакая опасность, связанная с цифровизацией, не преувеличена... Все хорошие начинания разбиваются о скалу корпоративного мошеннического сговора.

Верно! На почте со мной был случай,что письмо отправили обратно,а в уведомлении была дата,что можно получать в течении 1 месяца...