Почему новогоднее дерево — это ёлка
Праздничная ель в Новой Голландии, Санкт-Петербург. Фото из архива автора
Общеизвестный факт, что по указу от 20 декабря 1699 года молодого царя Петра I Алексеевича с 1700 года отсчёт нового года в России начинается с 1 января, потому и празднование Нового года переместилось ближе к Рождеству Христову. Общеизвестным является и то, что с этого момента атрибутом празднования Нового года становится хвойное дерево, постепенно выбор остановился на ели. Но вот откуда взялась традиция наряжать рождественскую и новогоднюю ёлку, прежде чем переместиться в Россию?
Портрет Петра I кисти Годфрида Неллера, написанный во время "великого посольства". Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Кроме изменений в календаре петровский указ содержал и некоторые указания по празднованию:
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Тогдашний московский обыватель не был настолько привыкшим повиноваться любой прихоти власти, как к концу петровского правления, потому в начале XVIII века украшать ёлку к Рождеству и Новому году не стало восприниматься как новая традиция. К тому же, начавшаяся тяжёлая и разорительная Северная война не прибавляла веселья. Но, как пишет в своей монографии Душечкина Е. В., зелёными еловыми ветками стали украшать свои заведения кабатчики.
Петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.
Симпатия царя Петра I Алексеевича к иностранным вещицам и обычаям тоже общеизвестны. В 1697-1698 годах Пётр совершает путешествие в Европу, известное как "великое посольство". Кроме Англии и Голландии он посетил и немецкие земли и города, проехав через всю Священную Римскую империю германской нации. И по возвращении в Москву помимо подготовки к войне с Швецией царь Пётр решительно берётся за перекраивание и быта русских людей по знакомым ему ещё с частых посещений в юности немецкой слободы западноевропейским обычаям.
В Западной и Центральной Европе, в том числе и среди германских племён, а не только у кельтов, ещё в древности были распространены культы почитания различных деревьев. Одним из самых почитаемых была ель. С образованием варварских королевств на обломках Римской империи и распространением христианства ель из части языческого культа превратилась в рождественское дерево (нем. der Weihnachtsbaum). Появилось множество легенд, связывающих Рождество Иисуса Христа с этим красивым хвойным деревом. По одной из них, довольно распространённой:
в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалёку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, берёзы, клены, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали всё возможное для того, чтобы скрыть её от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звёзд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой ёлочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней. (Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература).
Но традиция на Рождество и Новый год наряжать свечами и игрушками ёлку в раннем Средневековье не сложилась. Упоминание о первом случае украшения ели некоторые авторы датируют 1419 годом (город Фрайбург в Эльзасе. Но наиболее достоверные сведения относятся к XVI - XVII векам. Наиболее часто появление традиции украшать ёлку связывают с именем Мартина Лютера. По одному "... варианту легенды о Лютере, именно он в честь рождения Христа прикрепил к ели горящие свечи" . Первое достоверное письменное упоминание о традиции наряжать ёлку на Рождество относится к 1605 году:
В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи. (Страсбург — город в Эльзасе, прим. Автора)
Вот потому и в петровском указе нет полной ясности по поводу новогодней ёлки, что и в самой Европе обычай этот был внове. Ну а сейчас разряженная ель — один из главнейших атрибутов рождественских и новогодних праздников.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Почему новогоднее дерево — это ёлка".