Самооценка

Человек - часть социума. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем.
Как формируется самооценка?
Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Для понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни.
Виды и уровни самооценки
Выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная.
Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.
1. Адекватная.
Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.
При адекватной самооценке:
-правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
-ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
-способен критически посмотреть на себя со стороны;
-старается предвидеть результаты своих поступков.
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
2. Неадекватная.
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.
Но случается, что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.
Заниженная самооценка
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:
-нерешительность и чрезмерная осторожность;
-зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
-стремление переложить ответственность, в том числе и за свои поступки, на плечи окружающих;
-комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость,-обидчивость, неуживчивость;
-чрезмерная требовательность к себе и окружающим;
-мелочность, мстительность и завистливость;
-страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.
Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.
Люди все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:
Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

*****
Текст данной публикации частично взят из Интернета и других открытых источников:
https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/samoocenka-chto-eto-vidy-i-urovni-samoocenki.html
https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/samoocenka-chto-eto-vidy-i-urovni-samoocenki.html
https://psylogik.ru/73-samoocenka.html
https://psylib.org/chto-takoe-samoocenka-v-psihologii-struktura-vidy-i-urovni/