Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти.

73 просмотрa
11 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание :

  1. Источник
  2. Обсуждение

Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

2 ноября 2017

А.Р. Ахметова,

Л.В. Половова

В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.

Проблема коррупции и противодействия ей особенно резко актуализировалась в последнее время - как в мире, так и в России Она определена чрезвычайно высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате коррупционных правонарушений ущемляются права, законные интересы граждан, организаций, причиняется колоссальный материальный ущерб. Коррупция, проникнув в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры всех ветвей власти, приводит к огромным потерям в экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на морально-нравственные качества граждан Российской Федерации. Она дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации [9].

Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [8]. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:

• активные контакты с физическими и юридическими лицами;

• существенная значимость полномочий, принадлежащих органам исполнительной власти;

• отсутствие реальной ответственности за коррупционные

и коррупциогенные проступки;

• относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих.

Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.

Взаимодействие понимается как система мер, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, согласно их целям, месту и времени; это работа разнообразных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач [7]. В числе нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы о противодействии коррупции, указы Президента Российской Федерации о мерах по противодействию коррупции, распоряжения правительства, местные нормативные правовые акты. Все это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].

Коррупционная преступность, как ни один другой вид преступности, способствует росту и молниеносному распространению многих видов преступности. По данным за 2016 год одними из наиболее коррумпированных сфер деятельности являются: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, здравоохранение, образование, наука и культура, которые напрямую затрагивают все общество в целом.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из главных направлений политики в сфере обеспечения безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. К основным мероприятиям, направленным на профилактику коррупции, можно отнести проведение постоянного анализа изменений коррупции и её причин с учётом социально-экономических и политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы, расширение сферы коллегиального принятия решений [3]. Велика роль институтов гражданского общества, усиления прозрачности и содействия вовлеченности населения в противодействие коррупции.

Для улучшения организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по антикоррупционной политике должностные лица всех органов государственной власти обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений об известных им фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции [6].

Противодействие коррупции предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.

В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры [1].

К числу задач, установленных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, отнесены:

1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах России;

2. активизация антикоррупционного просвещения граждан;

3. обеспечение исполнения законодательных актов

и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, целью которой является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе [3].

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано обобщать практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции с принятием мер по повышению результативности и эффективности работы с ними.

Главной особенностью современного этапа противодействия, коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. Принятие основополагающих документов свидетельствует о том, что в Российской Федерации в основном сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако эффективность принимаемых мер остается недостаточной. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и обоснованно рассматривается как одна из угроз безопасности России [9].

Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросу противодействия коррупции. За короткое время на федеральном и региональном уровнях был принят целый пакет нормативных актов антикоррупционной направленности, в работу властных структур планомерно внедряются механизмы противодействия коррупции.

В Ульяновской области по инициативе Губернатора - Председателя Правительства С.И. Морозова впервые в России на уровне субъекта Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, в чьи функции входит защита прав и интересов граждан и общественных институтов от возможных коррупционных проявлений в деятельности представителей государственного и муниципального управленческого аппарата.

14 марта 2016 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [4].

Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и снижение ее уровня в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждений, а также снижение уровня коррупции во всех сферах общественной жизни и устранение причин возникновения коррупционных проявлений [10]. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия, направленные на осуществление межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области и правоохранительными органами по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции [2].

Проведённый Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и отделом администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного

по противодействию коррупции в Ульяновской области анализ исполнения Программы за первое полугодие 2017 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.

Противодействие коррупции предполагает разработку и осуществление разнообразных, последовательных мер государства и общества по минимизации условий и причин, порождающих коррупцию во всех сферах жизни и побуждающих государственного гражданского служащего, работника правоохранительной структуры или военнослужащего к совершению коррупционных действий. Главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатов точного и глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.

В целях совершенствования правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти необходимо закрепление специальным нормативным актом общих для всех видов государственной службы ограничений и запретов, предъявляемых к лицам на государственной службе, создание Федеральной службы по противодействию коррупции.

Литература

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ,

от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 29.12.2012

№ 280-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 30.09.2013 № 261-ФЗ,

от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 05.10.2015

№ 285-ФЗ, от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 354-ФЗ,

от 15.02.2016 № 24-ФЗ)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147

«О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации

от 04.04.2016 № 14, ст. 1985.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.05.2014

№ 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.05.2014 № 21, ст. 2721.

4. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» (в ред. 09.03.2016) (принят ЗС Ульяновской области 12.07.2012) // Ульяновская правда, № 78 (23.203), 24.07.2012, официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2017.

5. Голиков А.Е. Исторический опыт противодействия коррупции в военной организации государства: военно-правовой аспект // Военно-юридический журнал, 2014, № 2. С. 10 - 14.

6. Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное

и муниципальное право, 2010, № 9. С. 10 - 12.

7. Пахомов А.В. Правовой режим охраны и защиты охраняемых объектов

в рамках деятельности ФСО России // Военно-юридический журнал, 2014, № 2. С. 22 - 25.

8. Просандеева Н.В. Противодействие коррупции: социально-философский аспект // Российская юстиция, 2013, № 8. С. 39 - 42.

9. Гостева С.Р. Противодействие коррупции – важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир, 2011, № 1. С. 12 - 20.

10. Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. URL: http://www.anticorrupt-ul.ru/ (дата обращения 20.08.2017).

Источник

http://pravo.gov.ru/articles/aktualnye-voprosy-protivodeystviya-korruptsii-v-federalnykh-organakh-ispolnitelnoy-vlasti/

Проголосовали:1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

2 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Карина Юрьевна
Подписчиков 5899
сегодня, 14:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13М
Здравствуйте, дорогие читатели! Сведения о планируемой индексации военных пенсий ...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Руслан
Подписчиков 2300
позавчера, 18:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.8М
«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы”.
Подробнее
Неинтересно
00:59
Поделитесь этим видео
-1
15
Александр
Подписчиков 314
позавчера, 18:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг190.9к
Добрый день уважаемые читатели.При наличии моей позиции по отношению к представителю ...
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Денис
Подписчиков 9475
сегодня, 10:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг18.5М
Мороженое - любимое лакомство для всех возрастовНу, что может быть лучше в жаркий летний денек,...
Подробнее
Неинтересно
0
72
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5287
сегодня, 11:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.4М
Подробнее
Неинтересно
00:42
Поделитесь этим видео
0
37
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5287
сегодня, 12:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.4М
Подробнее
Неинтересно
00:17
Поделитесь этим видео
0
28
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6312
сегодня, 18:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.6М
Приветствую автолюбителей и других кого заинтересовал заголовок.
Подробнее
Неинтересно
01:26
Поделитесь этим видео
0
17
Виктор Павлович
Подписчиков 487
сегодня, 08:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.1М
Вчера шли дожди. Молния ударила в зонтик. Вспышка. Человека не стало.
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
0
22
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5287
сегодня, 20:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.4М
Подробнее
Неинтересно
00:40
Поделитесь этим видео
0
2
Павел
Подписчиков 174
сегодня, 09:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг305.8к
Я всегда мечтал о том, чтобы провести свой отпуск в Турции. Я представлял себе, как буду наслаждаться солнцем,...
Подробнее
Неинтересно
0
11
Мамежанов Кабдрахман
Подписчиков 21
сегодня, 10:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг24.5к
Со своей стороны, для Карла Маркса то, что можно понимать как непреднамеренные последствия,...
Подробнее
Неинтересно
0
6