Отмена техосмотра в 2022 г: какие транспортные средства освободили от ТО, а какие ТС должны получить диагностическую карту, что запретили ГИБДД

В конце 2021 года президентом были подписаны поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Изменения вступили в силу со дня официального опубликования законов - с 30 декабря 2021 года.
Если коротко, то владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт только в личных целях. Но в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется. Расскажем, какие ньюансы в законе "О техосмотре"
Как раньше проходили техосмотр личные транспортные средства
Раньше легковые автомобили и мототранспорт старше четырех лет проходили ТО в обязательном порядке:
- автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года,
- старше 10 лет — раз в год.
Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили: чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра.
Водителей, которые в нарушение правил не получили диагностическую карту, с 1 марта 2022 года планировали штрафовать на 2000 Р.
Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики должны были получить право требовать с него возмещения ущерба.
Кому отменили техосмотр в 2022 году в России
В "Законе о техосмотре" появилась новая формулировка:
«легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру».

Теперь при соблюдении этих условий необязательно проходить техосмотр — даже в случае с возрастным транспортом.
Собственники мотоциклов и легковых авто без техосмотра не имеют право осуществлять пассажирские перевозки и доставку багажа в легковом такси. Помимо этого, личный транспорт не должен использоваться для служебных перевозок. То есть просто так подрабатывать на личном авто не получится.
Кому в обязательном порядке надо проходить техосмотр в 2022 году
Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО все равно придется.
Периодичность техосмотра будет зависеть от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Чтобы использовать личный автомобиль старше 10 лет в служебных целях, нужно проходить техосмотр ежегодно, а такси старше 5 лет — раз в полгода. (п. 1 ст. 15 ФЗ «О техосмотре»)
В ряде случаев проходить ТО придется даже владельцам личного транспорта. Изменения касаются регистрации автомобилей в ГИБДД: теперь в число документов, которые понадобятся для постановки на учет или смены владельца авто, входит действующая диагностическая карта. Требование касается транспорта старше 4 лет — если авто моложе, техосмотр не нужен. (п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств»)
Диагностинческая карта потребуется, чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто. При этом год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, сделал из седана кабриолет или внес какое-либо другое существенное изменение в конструкцию транспорта, придется проходить ТО.
Пройти техосмотр можно по желанию. Автовладельцы, для которых техосмотр перестал быть обязательным, все равно могут обратиться на любую станцию ТО, оплатить услугу и получить диагностическую карту.
Какие штрафы предусмотрены за отсутствие техосмотра
Денежное наказание, рассчитанное на водителя, который ездит без технического осмотра, вступит в силу с 1 марта 2022 года. В таком случае придется заплатить 2000 рублей., что ранее и планировалось. Нарушение будут фиксировать камеры, расположенные на дорогах.
Штрафы касаются только тех водителей, которые в 2022 году в обязательном порядке должны проходить техосмотр. Всем остальным не придется платить, так как нарушения нет.
На что лишили прав сотрудников ГИБДД
В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта.
Впрочем, проверять люфт рулевого управления или состояние электропроводки ГИБДД и раньше не имела права, за исключением случаев, когда техническая неисправность могла угрожать безопасности движения.
Диагностическая карта здесь вообще ни при чем — у водителя потребуют прекратить движение, если заметят, что разбита фара, не работает омыватель или не горят стопы.
Главное, что нужно запомнить водителям
Владельцы легковых авто и мототранспорта смогут не проходить ТО, экономить время и деньги.
Нововведение касается только тех, кто использует транспорт в личных целях: техосмотр понадобится, чтобы таксовать, возить пассажиров или использовать авто по служебной необходимости.
В ряде случаев техосмотр потребуют в ГИБДД для транспорта старше четырех лет — при смене владельца, постановке на учет и регистрации изменений в конструкции.
Пройти осмотр и получить диагностическую карту можно по желанию на любой станции ТО.
Для всех остальных ничего не изменилось.
Спасибо за интересный материал