Прощай Ютьюб, Инстаграм и Фейсбук?
В пятницу, 24 декабря 2021 года, Мировой суд Таганского района города Москвы вынес решения по двум делам об административных правонарушениях.
К ответственности были привлечены компании – Google LLC (входит в холдинг Alphabet) и Meta** Platforms Inc. (владеет соцсетью Facebook****, Instagram****, WhatsApp). На компании наложены так называемые «оборотные» штрафы в соответствии с Частью 5 Статьи 13.41 КоАП РФ:
Повторное совершение административного правонарушения … на юридических лиц - от одной двадцатой до одной десятой совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение…
Суд вынес штрафы размером 1/10 от выручки компаний Google и Facebook**** (Meta**) на российском рынке за 2020 год. В итоге «оборотный» штраф Google составил 7,221 млрд руб., а штраф Facebook**** (Meta**) – в размере 1,99 млрд руб.
Преступление компаний Google и Facebook**** (Meta**) – это систематическое «неудаление запрещенной информации». По данным Роскомнадзора в 2021 году на Google был составлен 21 протокол, а штрафов было назначено на 51,5 млн рублей. В отношении Facebook**** (Meta**) было составлено 23 протокола, а штрафов назначено на 83 млн рублей. И теперь им вынесены миллиардные штрафы за «повторные нарушения».
Сразу отметим. Если даже Google сейчас удалит более 2,6 тыс. материалов из YouTube, а Facebook**** (Meta**) удалит свои 2 тыс. запрещенных материалов из Facebook**** и Instagram****. Как того требует Роскомнадзор. То оборотные штрафы в миллиарды рублей все равно придется заплатить.
Но как, например, Google будет платить штраф в 7,221 млрд рублей, если прибыль компании в России за 2020 год составила только 1,73 млрд рублей? Если прибыль в 4 раза меньше штрафа, то лучше просто уйти с российского рынка. Как это уже было сделано в Китае.
Американские компании умеют считать деньги. Но вопрос не только в этом.
Google и Facebook**** (Meta**) попали в тяжелую правовую ситуацию. Почему собственно не удаляются российские материалы, запрещенные Роскомнадзором? Если американские компании это сделают, то на них уже в США будут поданы судебные иски.
Так, например, сделала команда Алексея Навального, которая в США подала иски к Apple и Google из-за удаления приложения «Навальный» из App Store и Google Play. Действия американских компаний были политически мотивированы и произошли 17 сентября 2021 года (в первый день парламентских выборов в России). Если это будет доказано в американском суде, то компании могут получить еще и громадные штрафы со стороны США. Подобно тому, как Facebook**** получила в 2019 году штраф в 5 млрд долларов. Обратите внимание – уже не рублей, а долларов миллиарды.
Итак, как поступят компании Google и Facebook**** (Meta**) в России весной 2022 года? Ответ прост. Им выгоднее и дешевле уйти с российского рынка.
И россияне в 2022 году останутся без самых популярных сервисов - YouTube, Google, Gmail, Facebook****, Instagram****, WhatsApp…
Нас ждет коллапс. Но не только. Кто и как выиграет от всего этого в России? И в политике, и в экономике? Кто станет новыми супербогатыми людьми?
