Какие книги убрали из школьной программы?
Фобии советских школьников Советов, как побороть чувство страха, в Интернете предостаточно. А о том, как они насаждались в советской школе, не так уж много: у каждого в бэкграунде есть свой собственный ужастик. И не обязательно это страх перед насмешками одноклассников, учителями или экзаменами. У меня это были уроки литературы, точнее, отдельные произведения из обязательной школьной программы.

Иллюстрация к балладе «Лесной царь»
Все мы в детстве боимся чего-то, иногда реального, иногда иррационального. Бывают «общие» страхи — потери близких, смерти, высоты, темноты. Позже к ним присоединяются более взрослые. Но отдельно стоят страхи перед художественными произведениями — книгами и фильмами.
В советское время триллеров на экране или по телевизору нам не показывали, а книг мы читали достаточно. Среди них были ну очень страшные сказки Гауфа, некоторые из сказок братьев Гримм, Андерсена, Гофмана. Чем богаче была домашняя или соседская библиотека, тем больше была вероятность прочесть еще один детский триллер.
Но самые страшные лично для меня произведения мы проходили в школьные годы чудесные. Что ни произведение, то ужас и безысходность. Приведу список навскидку, а потом расскажу, чего больше всего на свете в течение нескольких школьных лет боялась я.
«Муму» — из всех замечательных лиричных произведений великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева в начальной школе мы подробно разбирали именно этот рассказ. Не один день смаковали подробности, писали план сочинения на тему. Если бы не школьная программа, я бы к этому произведению и не прикоснулась.

«Мальчиш-Кибальчиш» — гайдаровского Тимура с его командой вынесли на внеклассное чтение, а вот этот ужастик мы должны были чуть ли не наизусть учить. Кстати, чему он был посвящен?
Из Википедии:
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» — художественное произведение советского писателя Аркадия Гайдара. Впервые сказка опубликована в апреле 1933 года в газете «Пионерская правда» под названием «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.
Вот здорово, даже в нашем детском «главном печатном органе» был опубликован этот страшный рассказ о мальчике, который представлял передовой класс товарищей-мальчишей и разоблачил подлого Мальчиша-Плохиша. Тот в отместку поджёг склад с боеприпасами хороших мальчишей и помог врагам-буржуинам схватить главного. И заковали Мальчиша в тяжёлые цепи, и посадили в каменную башню, и был отдан приказ пытать Мальчиша-Кибальчиша самой страшной Мукой, чтобы выпытать у него Военную Тайну Красной Армии. Но тот оказался стойким оловянным солдатиком и только рассмеялся в лицо врагам. Красная Армия, конечно, и ворвалась, и разгромила, но было уже слишком поздно — Мальчиш-Кибальчиш погиб, но память о нём осталась:
Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают лётчики — привет Мальчишу!
Пробегают паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!

«Легенда о Данко» повествует о герое третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».
Некий юный и самоотверженный Данко живет в мире, где люди думают только о себе, где потеряли свет в душе и не способны осветить себе его сами (эти слова можно отнести к каждому второму из нас). Но Данко не такой, он не думает о себе, а помнит о тех, кто рядом. Не задумываясь, вырывает из груди свое пылающее сердце и дарит людям свет. Еще один Кибальчиш.

«Медный всадник» — у А. С. Пушкина немало страшилок для неокрепших детских умов, но меня и многих одноклассников пугал именно этот страшный Командор, памятник Петру I. Вот как вкратце описывает сюжет Валерий Брюсов:
Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него… и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Любой на месте героя повести тоже обезумели бы от ужаса, если бы перед ним предстало такое видение. Книжку хотелось поскорее захлопнуть, но надо было читать и пересказывать.

«Лесной царь» — баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте (1782 г.) в переводе Василия Жуковского, в которой рассказывается, как отец с маленьким сыном скачут на коне через лес в непогоду (в самое неподходящее время, вечерней порой). Сыну мерещится, что его манит к себе лесной царь, отец пытается объяснить, что это всего лишь плод воображения мальчика. Отец не отреагировал даже на крик сына, когда тот закричал, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец доезжают до дома, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв. Кстати, дух ли убил ребенка, или это был бред его больного воображения, не детализируется.
Чем не хоррор для школьника? Однако после детального разбора по полочкам и написания очередного сочинения становится уже не страшно, а скучно.
И, наконец, мой личный ужастик, от воспоминания о котором долгое время мурашки ползли по спине.
Это произведение на всех школьных утренниках и показах читала громовым голосом моя одноклассница Наташа Машенкина, крупная и высокая, с длиной русой косой. Поскольку читать ей приходилось на выступлениях долгих пять лет, то и образ она оттачивала: косу по-разному закидывала, металла в голосе подпускала, местами завывала, как иерихонская труба, местами понижала голос до шепота.

Это было стихотворение «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого, написанное им в 1932 году, то есть в то время, когда в стране свирепствовал голод из-за раскулачивания и изъятия у селян продовольствия. Друг поэта, писатель Исаак Бабель, писал о нем очень тепло: «в светлом будущем все будут состоять из одесситов, умных, верных и весёлых, похожих на Багрицкого». Но ничего из «светлого» Багрицкого школьники не учили, а заучивали отрывок из «Смерти пионерки».
Судя по причитаниям матери над умирающей от скарлатины дочерью, лирическая героиня стихотворения — девочка Валя — происходила из семьи «кулаков», у которых отнимали нажитое, ссылали или расстреливали. Но на уроках упор был другой: пионерка Валя даже в бреду отталкивала от себя религиозный крестик, благодаря чему и вошла в ранг пионеров-героев. Хотя как можно смерть от скарлатины превратить в гибель за дело коммунизма?

Слава Богу, с 1990-х «Смерть пионерки» исключили из школьной программы, чем перестали мучить впечатлительных школьников.
Недавно я наткнулась на статьи, где этому литературному произведению приписывают мистический смысл: мол, в стихотворных строчках скрыто страшное заклинание, призывающее смерть, и вслух его читать нельзя! Так или иначе, впоследствии, если на встречах выпускников должна была присутствовать Наташа Машенкина, я на них не ходила.
*
Автор: Наталия Нечухаева
Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/105423/
© Shkolazhizni.ru
Учила наизусть отрывок из Легенды о Данко. Замечательное произведение.
Здравствуйте,В Мои школьные годы все проходили,почему убрали научить быть истинным патриотом
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
Александр Пушкин
Проходили... "Дети подземелья" вспомнил. Я не загружался подобной "литературой".
Другие книжки читал.
Зато сейчас читают дурь про зубную фею ( и тому подобное): прочитал и забыл. А наша советская школа учила, что не каждый сам за себя, учила бороться, а не прятаться в свой мирок, учила жизни для всех). А произведения которые Вы перечислили, мы помним до сих пор. И именно поэтому на всех протестах, во всяком случае у нас в Калуге, люди пожилого возраста, воспитанные на этих книгах: и против повышения ЖКХ, и против изменений в Конституцию, и против повышения пенсионного возраста (хотя сами все уже на пенсии и их это не касалось), а сейчас против штрих кодов. И именно поэтому, во время войны люди чтобы спасти жизни своих товарищей, не раздумывая закрывали собой амбразуры, обвязанные гранатами кидались на танки. А нынешняя молодежь, воспитанная по теперешней программе, в основной своей массе инертная - течет по течению, как дерьмо в проруби. И идеалы у них не Мальчиш-Кибальчиш и не Тимур, а пр-ка Оля Мещерская, не Андрей Болконский и П.Безухов, а Элен, и Анна Каренина, которая бросила ради своего низменного увлечения даже своего сына, не Павка Корчагин, а девки типа Бузовой
Я учился в советской школе, и вуз заканчивал советский. Но никогда выше перечисленные персонажи не были для меня идеалом. У меня вообще не было (и нет) кумиров. Я не стремился кому- то подражать и быть на кого- то похожим.
Это Ваши трудности
Почему же трудности?
Когда сын учился в первом классе, всем первоклашкам подарили "Азбуку Бабы Яги" Андрея Усачёва. На титульном листе азбуки значилось "Стихи на все времена!"
Пролистав книженцию я пришла в ужас - это можно давать детям, только если хотеть вырастить из них психически неустойчивых русофобов! Например:
Буква "Н"
Неумойка
Он пятнадцать лет не мылся,
И не стригся, и не брился,
И одежды не стирал,
Даже нос не вытирал.
Как зайдёт к Яге,
Та ахнет:
ФУ-ТЫ!..
РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ!
Или вот ещё. Тоже мне очень "нравится"!
Буква "В"
Василиса Премудрая (бывшая Прекрасная)
Была она Прекрасная:
Улыбка — солнце ясное,
Коса — пшеница спелая,
А ручка — снежно-белая.
Но вздумала девица
Премудрости учиться:
И день и ночь за партою
Корпела над наукою…
И сделалась горбатою,
Кривою, близорукою.
Там есть и "ужастики" покруче. Такая литература Вам нравится? А ведь Азбука - одна из первых книг, закладывающая отношение ребёнка к этому миру!
Важно не что читать, а как интерпретировать. Дочери очень нравились вредные цитаты Остера в моем исполнении...
Вредные советы Остера - совершенно другое! В самом названии уже сказано, что они - вредные, а значит, подражать этому не надо!
Мне Остер самой нравится:
Если вы на велосипеде мчитесь вдаль по коридору,
А навстречу вышел папа к вам случайно погулять,
Не сворачивайте в кухню! - В кухне жёсткий холодильник!
Вы врезайтесь сразу в папу. Папа мягкий, он простит!
Прелестные стишки!
Но совсем иное про вонючий русский дух или про то, что учёба делает с красивыми девушками! И повторюсь - Азбука от Усачёва - одна из первых книг, по которой дети учатся. Чему они учатся?
Плохому дети научатся и без нас, а вот хорошему
Хорошему они должны учиться "от" и "у" нас, взрослых - терпеливых и любящих!
Считаю, что дети не должны.
У меня к дочери претензий нет. Институт закончила, во получила, работает (юрист, это в маму), по г/л и лошадям кмс выполнила. Никто не заставлял. Начитана, ходит в театр и в ночные клубы... Мимо попавшего в беду не пройдет.
И Вы, конечно, никак в её воспитании не участвовали? Росла, как крапива, и сама по себе такая умничка выросла!
Что Вы мне поёте?! Без Вашего участия-воспитания такая дочь вряд ли выросла бы!
Где я такое написал? Упомянул? Намекнул?
Не надо додумывать.
Я не пою, голос плохой.
Похоже, у нас разные представлении о воспитании. Вы прямолинейны, у Вас нет гибкости и креатива, все воспринимаете буквально. Вы не творческая личность. Эти качества Вы в ребенка закладываете?
Я бы не ставила Кибальчиша в одном ряду с остальными Вами указанными.Авторы писали их не для развлечения публики а для побуждения к осмысливанию.Для моей мамы Данко был идеалом и она прожила свою жизнь достойно, не отказавшись от своих принципов.Сострадание, желание бескорыстно помочь ближнему сейчас считается странностью.Вызывает недоверие.Вот такое у нас общество.А Вы веселитесь ,радуйтесь жизни, не унывайте.Каждый из книги может почерпнуть то, что ему ближе. Мы все разные.Ну а у Короленко, Горького ,Тургенева ,всегда будут почитатели .
Ну..., я не собираюсь вникать в сущность каждого героя. Они не вызывают никаких эмоций. Потому всех в кучу. (Каое осмысливание??? О чём Вы???)
Для меня в детстве примером (не идеалом) был мой героический дед (Испания, белофинны, ВОВ... Закончил воевать в Японии, после ранения)! Он отлично знал историю, много рассказывал, водил по музеям... 9 мая мы ходили в парк Горького, на встречу ветеранов, меня распирала гордость за то, что я держу за руку такого деда!