Баранов Михаил Васильевич
Баранов М.В. Подписчиков: 7279
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 529.4к

Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.)

38 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 2,82 рублей за дочитывания
Зарабатывать

…По мере развития социалистической культуры… следует ожидать расширения системы
праздников как института, удовлетворяющего и
коллективные и индивидуальные потребности…
Казимеж Жигульский

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) замедлила процесс

развития советской праздничной культуры. Проведение праздников стало

идеологическим мероприятием, после которых войска и подразделения

уходили в бой (7 ноября 1941 г.). Салюты – один из новых элементов

праздника.

Создание после войны социалистической системы в Западной Европе. Особое отношение советского правительства к культуре и образованию, увеличение доли ассигнований из государственного бюджета на их

развитие.

Праздники начала этого периода.

Парады Победы во всех городах страны. Парад Победы в Москве

(24 июня 1945 г.) на Красной площади. Использование формы парада в

структуре площадных праздников в дальнейшем. Митинги-концерты – одна из форм театрализации темы мужества и единства советского народа.

Международные фестивали демократической молодежи – всемирные форумы объединения молодежи разных стран (I фестиваль прошел в Праге в

1947 г.). В 1957 г. в Москве – VI Всемирный фестиваль, на который приехали 36 тысяч делегатов из 130 стран. За две недели фестиваля было организовано 17 массовых праздничных действ: митингов против войны,

праздников на воде, костюмированных балов, праздников юности и любви,

праздников на стадионах.

Юбилеи республик и городов: «300-летие воссоединения Украины с

Россией» (1954 г.); «950-летие Ярославля» (1960 г.); «800-летний юбилей

Москвы» (1947 г.); «250-летие Ленинграда» (1957 г.). Расширение тематики

советских праздников, обращение к далекой истории.

Певческие и музыкальные празднества. «Первый праздник песни в Прибалтике» (Рига, 1955 г.). «Четвертый Ленинградский праздник музыки, песни

и танца» (1959 г.). «Столетний юбилей праздников песни в Эстонии» (1969 г.).

Проведение Первого Всесоюзного фестиваля театрализованных

праздников (1964 г.). Программа включала проведение таких праздничных

действ: «Вечно живые герои» (Запорожье); «Праздник огней» (Москва);

«Парад миллионов» (Ереван); «Честь труду» (Киев); «Березка в гостях у

чинары» (Баку); «Тбилиси – город дружбы» (Тбилиси); «Космический карнавал» (Ленинград); «Праздник-карнавал железнодорожников» (Москва).

Многообразие тем и форм.

«Декады национального искусства» – новая праздничная форма, способствующая культурному обмену и взаимовлиянию народного творчества

разных республик (1960-е гг.)

Фестивали искусств (1970-е гг.): «Московские звезды», «Русская зима» (Москва); «Белые ночи» (Ленинград); «Северное сияние» (Томск);

«Рижское лето» (Рига); «Дунайская весна» (Одесса) и др.

Праздники профессий, молодежные и юношеские празднества

(«Алые паруса» – праздник выпускников школ); юморины, театрализованные концерты и театрализованные митинги (основанные на документальном местном материале с привлечением подлинных участников событий).

Детские театрализованные праздники и концерты (первая попытка

относится к 1929 г. – проведение «Первого Всесоюзного слета пионеров»,

режиссер С. Э. Радлов). 60–70-е гг. – массовое проведение детских и юношеских праздников: пионерских, комсомольских, творческих, «Зарница»,

научного поиска, дружбы и т. д.

Реабилитация календарного (архаичного) праздника: Колядки, Проводы зимы, праздник Урожая. Активная пропаганда народного творчества.

Усиление фольклорно-этнографической работы в стране; организация экспедиций, составление фольклорных фондов, издание научных и популярных монографий, пособий, брошюр по вопросам сохранения и пропаганды

лучших образцов народного традиционного творчества.

Актуальность теоретического и практического осмысления праздников. Семинары, конференции, лаборатории практиков и теоретиков праздничной культуры. Проблема осознания места праздника в человеческой

культуре. Понимание сущности праздника, разнообразия выполняемых им

функций как необходимость сохранения способности понимать прошлое

собственного общества, народа, а также историю других обществ. Проблема исторического сознания – одна из важнейших проблем современной

культуры в странах, переживающих глубокие перемены.

Современная и будущая роль праздника. Связь праздника с системой ценностей, а мир ценностей должен возобновляться и перестраиваться постоянными усилиями людей. Важны механизмы обновления ценностей, интеграции вокруг них членов сообщества посредством коллективного действия.

Проблемы праздника: его оторванность от природы, осознания ее

жизни и ритма; реальное участие масс в праздничном творчестве, их

отторжение от организации праздника (исторически сложившаяся традиция), что сформировало новый образ празднующего человека – человека-зрителя. Открытие специальных учреждений, готовящих кадры режиссеров праздника, – институтов культуры и искусств (в структуре вузов – открытие кафедр режиссуры театрализованных представлений и

праздников).

Список литературы

1. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества:

сб. науч. Тр. / под ред. Д. М. Генкина, Л. Н. Косенко. 1981.

2. Немиро, О. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность / О. Немиро. 1987.

3. Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации.1986.

1 комментарий
Понравилась публикация?
25 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Баранов Михаил Васильевич
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

раскрыть ветку (0)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы