Евдокименко Юлия Николаевна
Евдокименко Ю. Н. Подписчиков: 36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 522

Проверки применения ККТ

5 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).

С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее также - онлайн-кассы). Внедрение нового порядка применения ККТ необходимо для целей обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Переход на онлайн-кассы осуществлялся поэтапно:

-с 1 февраля 2017 года - для вновь регистрируемых ККТ (ч. 4 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);

-с 1 июля 2017 года - для ККТ, зарегистрированных (перерегистрированных) до 1 февраля 2017 года (ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);

-с 1 июля 2018 года - для организаций или индивидуальных предпринимателей, поименованных в ч.ч. 7, 9, 11 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, на которых возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, а в случаях, поименованных в ч.ч. 7.1-8, 11.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ - с 1 июля 2019 года.

До этой даты организации и ИП были вправе перейти на применение онлайн-касс в добровольном порядке (ст. 7 Закона N 290-ФЗ).

Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, как и прежде возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

В рамках осуществления контроля и надзора налоговые органы:

-ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

-осуществляют наблюдение за применением ККТ;

-проводят проверки применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов) (абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

-проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем контрольной закупки (абз. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

-проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ (абз. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).

Кроме того налоговым органам предоставлено право:

-запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ (случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет ККТ утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@, действующим с 19 августа 2017 года);

-получать, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ;

-получать беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

-выносить предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

При проведении мероприятий контроля за применением ККТ налоговой службой оценивается также соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, предъявляемых:

-Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" - к платежным агентам, операторам по приему платежей-платежным агентам, платежным субагентам, поставщикам;

-ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" - к банковским платежным агентам (см. приложение N 8 к приказу ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@).

При осуществлении функций, предусмотренных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.

Состав, последовательность и сроки проводимых при проверке процедур установлены Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132 н.

Результатом проведения проверки является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми объектами требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а в случае выявления правонарушения - возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Проверки являются плановыми и не носят характер налоговой проверки, так как имеют самостоятельный предмет проверки, не связанный с контролем за правильностью уплаты налогов налогоплательщиками. Такие проверки могут проводиться одновременно с налоговыми проверками (см. письма Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26094, УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).

Вместе с тем, информация, получаемая при осуществлении полномочий по регистрации ККТ и контролю за их применением, может быть использована налоговыми органами также и в целях налогового контроля (см. письмо ФНС России от 07.06.2013 N АС-4-2/10459).

Отметим, что внедрение нового порядка применения ККТ предусматривает возможность оперативного получения налоговыми органами информации о расчетах в электронной форме, что позволит практически отказаться от проверок с выходом на место установки ККТ.

Мероприятия налоговых органов по контролю за применением ККТ относятся к финансовому контролю, на который не распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (письма Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009 N 73/3-133-2009, ФНС России от 28.02.2020 N АБ-18-20/222@, от 01.04.2020 N ВД-3-20/2676@, от 07.07.2009 N ШТ-17-2/128@, от 01.04.2020 N ВД-3-20/2676@, Минфина России от 09.07.2009 N 03-01-15/7-327).

Поэтому в отношении проверок применения ККТ не действовал временный запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса в 2016 - 2018 гг. и в 2019 - 2020 гг., установленный в ст. 26.1 и 26.2 Закона N 294-ФЗ (п. 3 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Кроме того, о проведенной проверке проверяющие не обязаны вносить запись в журнал учета мероприятий по контролю организации, как это предусмотрено ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.

В связи с пандемией COVID-19 с 20 марта до 31 декабря 2020 года были приостанавлены инициирование и проведение проверок:

-за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники;

-за соблюдением платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов (ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", ст. 14.2 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе") (приказ ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@, изданный в рамках поручения Правительства РФ от 18.03.2020).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (далее - Постановление N 438) проведение контрольных мероприятий по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ было приостановлено до конца 2020 года (см. письмо ФНС России от 21.04.2020 N АБ-2-20/671@).

Проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства РФ, назначению не подлежат. Проверки, проведение которых было приостановлено в этот период, подлежат завершению не позднее 17.04.2020 в связи с невозможностью их проведения. Указанный запрет не распространяется на проведение проверок, предусмотренных п. п. 1 и 2 Постановления N 438.

В то же время мобильное приложение ФНС России "Проверка кассового чека ФНС России" функционировало в штатном режиме. Полученная в период приостановления проверок информация принималась налоговыми органами к сведению и может будет использована при проведении соответствующих контрольных мероприятий в дальнейшем (письмо ФНС России от 03.04.2020 N АБ-3-20/2739@).

Подробнее см. Особенности проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией.

Вместе с тем, Постановление N 438 не запрещало проводить административные расследования и иные процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ. Так, Президиум Верховного Суда РФ 30.04.2020 в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" допустил проведение административного расследования по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ. По мнению ФНС (письмо от 25.08.2020 N АБ-4-20/13616@), этот вывод Верховного Суда РФ можно распространить на нарушения законодательства о применении ККТ.

Понравилась публикация?
23 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Сериал «Тайны следствия»: сюжет, описание серий, Сегодня вечером 4 декабря 2025 на канале Россия 1

Сериал «Тайны следствия» — это эталонный российский детективный сериал, который уже более двух десятилетий удерживает внимание зрителей. В центре сюжета — будни прокуратуры одного из районов Санкт-Петербурга,...

Новый навык Лиама Нисона: заставить вас смеяться

73-летний актер снимается в перезагрузке «Голого пистолета», пробуя себя в роли эксцентричной комедии. Лиам Нисон любит делиться фразой Энтони Хопкинса: «Каждый раз, когда Нисон спрашивает, как дела,...

Непростой характер и гениальность: Александр Михайлов о Людмиле Гурченко накануне 90-летия актрисы

Накануне 90-летия со дня рождения легендарной Людмилы Гурченко народный артист России Александр Михайлов поделился яркими воспоминаниями о совместной работе и раскрыл парадоксальный характер звезды.

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы