Как отказывать людям. Качественные инсайты.

Стоило моему товарищу уволиться с работы навсегда и заняться частной практикой, его начали дергать со всех сторон. Леша то, Алексей Николаевич сё. Вернись, мы всё простим и давай вместе сделаем что-то еще, нормальный же был проект… Я прямо видел, как его рвало на части. На одной чаше весов призвание всей жизни и тотальная усталость от корпоративной дичи, на другой: “как же я не помогу” и далее по списку. Думаю, такие сомнения посещают не только его, меня и вовремя отшить коллегу хочется каждому через одного. То же самое и в личных отношениях. Раз за разом окружающие проверяют мои и ваши границы на предмет как можно и как нельзя. Поэтому ловите гайд для качественных отказов:
Берите паузу - правило №1
Если сомневаетесь и в голове путаница, просите время подумать. Важно слиться в моменте, чтобы не смогли надавить на чувство вины, выехать на авторитете и харизме. Бегите словно от цыган. Быстро и далеко.
Слушайте себя
Не зря вас что-то смущает и внутри неприятно так скребет. Возможно, вы отметили нарушение границ, но не поняли толком что насторожило. Поэтому тихо сами с собой копаем, где задело. В идеале составить список и предъявить вопрошающему. Но если не удается сформулировать позицию чётко, то всё равно запоминаем навсегда и на всю жизнь: Неоднозначное “да” - это однозначное “нет”.
Держите в голове свою четкую позицию
Вас могут уговаривать. Красиво, сладко. “Поработай в выходные, а там и повышение не за горами” или “Отвези тетку на вокзал утром в воскресенье, подумаешь”. Вот тут дергаем за стоп-кран. Пока льется речка из уговоров, внутри прокручивайте только то, на чем хотите остановиться. Никаких уступок. Проговариваем раз за разом, что нет и вы мне принесли дохлую рыбу. Я не подпишусь. Если предложение очень заманчивое, то смотрим на правило №1 и уходим думать. Никаких быстрых согласий.
“Не хочу” - это аргумент
Зачастую кажется, что для отказа нужны веские аргументы. Спойлер: нет. Для отказа нужно ваше нежелание что-либо делать. А ожидания других от вас - это их проблемы. Исключение: обещания. Но если это обещание вас критично ломает и крючит, да еще и вырвано силой, то тут можно навалить.
“Я вас услышал” = “Идите на*уй”
Если сложно говорить правдивую причину, используйте размытую формулировку. Приятную, мягкую. Сглаживайте углы и формализуйте, будто вы самая последняя конторкина крыса. Если вам тяжело отказывать, но не важно, как вы это сделаете. Важно, что сможете дать от ворот поворот.
Не можете говорить по телефону - пишите текстовые сообщения
Нет, я не пропагандирую малодушие и вообще сторонник честненько говорить словами через рот. Но это не работает с абьюзерами и орущими муд*ками. Поэтому, если боитесь, что вас прогнут и не сможете отстоять в словесной бойне - пишите. Сливайтесь и держите себя обеими руками.
Отказывайте чаще
Чем больше раз вы скажите “нет” и у вас не отвалиться жопа, тем проще будет отказывать каждый следующий раз. Можете подключать к тренингу друзей и своего психолога. Я часто отрабатываю с клиентами кейсы и истории, где им нужно филигранно послать меня нах*й (но я будто их начальник или родственник). С каждым разом получается всё лучше. А потом удается и в жизни.
Так, всё. Хватит матчасти. Идите отрабатывать.
Спасибо за интересный материал