Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Аромат архитектуры
Флорентийский собор называется: Санта-Мария-дель-Фьоре, что переводится с итальянского: Святая Дева Мария цветка, или С цветком.
Цветок ириса – символ Флоренции, и само название города означает "цветущая", от слова fiorire – цвести или процветать. По одной гипотезе город так назвали с пожеланием процветания, по другой – во время основания Флоренции все холмы вокруг были покрыты цветами, ирисами. Но существуют и другие версии.
Строили собор почти 170 лет с перерывами на месте старой церкви V века, посвящённой святой Репарате. Автором проекта был Арнольфо ди Камбьо, главный архитектор Флоренции в конце XIII века.
В те времена население города разрослось почти до 100 000 человек, Флоренция была одним из самых крупных городов Европы вместе с Лондоном и Парижем. Поэтому маленькие церкви уже не вмещали всех верующих во время мессы. Задача архитектора были спроектировал новый, огромный собор, который по тем временам был самым большим в Европе.
Начали строительство с фасада, но после смерти Арнольфо ди Камбьо в начале XIV века работы были надолго приостановлены. Потом назначили главным архитектором Джотто ди Бондоне, художника!
Он тогда только закончил расписывать фресками две часовни в церкви Санта-Кроче. Джотто успел спроектировать колокольню, которую называют его именем: колокольня Джотто. И через 3 года умер в возрасте 70 лет.
Работы были снова надолго приостановлены, потом были выбраны другие архитекторы. И ещё раз работы были надолго приостановлены из-за вспышки эпидемии чумы в середине XIV века, тогда вымерло больше половины жителей города.
Вот так, с перерывами, только примерно через 100 лет дошли до абсидальной части и до строительства купола. И работы были снова надолго приостановлены из-за его огромного диаметра, около 44 метра. А в те времена уже забыли, как строить такие большие купола так, чтобы они весом не разрушали все здание. Хотя древние римляне это прекрасно умели, в Риме купол Пантеона около 43 метра диаметром.
На лучший проект купола был объявлен конкурс в начале XV века, этот конкурс выиграл флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески. Он до этого несколько лет провел в Риме со своим большим другом Донателло, они изучали римскую скульптуру и архитектуру при раскопках.
Говорят, римляне их принимали за искателей сокровищ, ведь они бегали по городу с лопатами, выкапывая остатки древних зданий и статуи. Впоследствии Донателло стал основоположником стиля Возрождения в скульптуре, а Брунеллески – в архитектуре.
Филиппо пришёл тогда к выводу, что самая устойчивая – форма яйца. Он спроектировал купол яйцевидной формы, а не полусферической, как в Пантеона. Купол двойной, один внешний, второй внутренний, поменьше. Оба купола состоят из каркаса – 24 продольных ребра, соединенные поперечными кольцами. Таким образом вес куполов распределяется по кольцами, и между собой оба купола соединяются поперечными нервюрами и балансируют друг друга. Таким образом купол получился самоподдерживающимся, строили его в течение 16 лет без лесов и опор.
Но точной тайны проекта Брунеллески никто не знает, он сам руководил всеми работами, а когда умер, унёс эту тайну с собой в могилу. До сих пор купол изучают и не могут понять, как, несмотря на вес около 37 тонн, купол до сих пор не разрушил все здание. Только самая верхняя часть: белый фонарь и позолоченный шар с крестом были установлены после смерти Филиппо, но по его проекту примерно через 170 лет после начала строительства. Этим занимался Андреа Верроккьо, у которого в мастерской тогда работал и учился 15-летний подросток Леонардо да Винчи и принимал участие в этих работах.
На купол можно подняться пешком, у основания фонаря есть смотровая площадка на высоте примерно 91 метр. Нужно преодолеть 463 ступеньки, это как подняться на 30-этажный дом пешком.
Собор построен в стиле итальянской готики, которая отличается от европейской: нет такого изобилия декораций, нет устремленности ввысь, нет горгулий. Готика проще, скромнее. И особую красоту придает облицовка трехцветным мрамором, белым, розовым и зелёным. Этот мрамор добывают в Тоскане: белый привозят и Каррары, зелёный – из Прато, розовый – из Мареммы.
Но если на стенах мрамор сохранился, то фасад собора современный. Старый фасад существовал, он был совсем другим. Его смонтирвали в конце XVI века, когда готика вышла из моды, и был конкурс на проект нового фасада. Но только через 300 лет, в конце XIX века, фасад наконец заново облицевали по проекту Эмилио де Фабрис в неоготическом стиле.
На фасаде, над центральной дверью в нише, есть статуя Мадонны с младенцем и цветком в правой руке. Это название собора: Санта-Мария-дель-Фьоре, Святая Дева Мария с цветком. Кроме того, на фасаде есть бюсты Микеланджело, Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Данте Алигьери, Андреа Пизано и многих других. В эту облицовку вкладывали деньги многие богатые жители Флоренции, и среди них был посол Российской империи в Тоскане: Павел Демидов. Герб Демидовых есть на фасаде, самый первый справа от центрального входа.
Сейчас Флорентийский собор уже не на первом, а на четвёртом месте по величине в Европе, после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и миланского собора. Его длина почти 153 метра, ширина в области трибун около 90 метров и высота до самой верхней точки, креста на шаре, около 107 метров.
Вход в собор бесплатный, поэтому почти всегда стоят огромные очереди. Внутри убранство более скромное, чем снаружи, нет мраморной облицовки. Внутри можно увидеть оригинальные статуи XV века, две из которых выполнены в мастерской Донателло, фрески и старинные часы XV века, цветные витражи XIV–XV века. Интересную картину "Данте и его мир" XV века, на которой поэт изображён на фоне Ада, Чистилища и Рая из "Божественной комедии", и на фоне собора с куполом, которого он не мог видеть собственными глазами. Ведь когда купол был закончен, Данте уже более 100 лет лежал в могиле. А когда собор ещё строили, поэт был изгнан из Флоренции по политическим мотивам, и никогда больше не вернулся в родной город.
Но самое интересное внутри собора – это огромная фреска внутреннего купола: "Страшный суд", площадь которой около 3600 квадратных метров, размером с футбольное поле. Её выполнил в конце XVI века главный художник и архитектор Флоренции Джорджио Вазари с многочисленными помощниками. На фреске изображено огромное количество фигур, персонажей и аллегорий: Иисус, Мария, святые, пророки, блаженны, мёртвые встают из могил, праведные возносятся на небо с помощью ангелов, а грешники мучаются в аду, где их дьяволы поджаривают на огне или бросают в котлы с кипящим маслом.
Изображены семь кардинальных грехов в виде зверей: зависть, жадность, обжорство, гнев, лень, похоть и высокомерие. Огромный Люцифер высотой 8,5 метров с тремя лицами пожирает трех предателей: Иуду (предатель божий), Кассия и Брута (предателей человечества, убивших Юлия Цезаря). Это эпизод из "Божественной комедии" Данте Алигьери. И есть множество портретов: королей, пап, императора, членов династии Медичи, художников и скульпторов той эпохи, в том числе и портрет Вазари.
Кто поднимается на купол пешком, тот выходит сначала на балкон внутри, с которого близко видна эта фреска. А потом идёт подъем на самый верх между двумя куполами.







Видел его в живую снаружи. Внутрь не заходил.
Благодарю автора за бальзам на душу!
Спасибо! Внутри он гораздо скромнее, но фреска интересная
Величественно и красиво!
Спасибо, интересно
Очень интересная и полезная публикация! Огромное спасибо автору за интересную и подробную информацию по теме статьи. Будем ждать Ваших следующих интересных публикаций.

Спасибо Ольга, мне очень приятно, что вам нравится!
Брунеллески - один из величайших архитекторов в истории. Он был скульптором, ювелиром, архитектором, градостроителем, инженером, вдохновителем и учителем мастеров эпохи Возрождения.
Его творения до сих пор изучают на кафедрах архитектуры будущие инженеры и архитекторы.
Он гений, предшественник Леонардо да Винчи!