Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре 

361 дочитывание
26 комментариев
Эта публикация уже заработала 18,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Аромат архитектуры

Флорентийский собор называется: Санта-Мария-дель-Фьоре, что переводится с итальянского: Святая Дева Мария цветка, или С цветком.

Цветок ириса – символ Флоренции, и само название города означает "цветущая", от слова fiorire – цвести или процветать. По одной гипотезе город так назвали с пожеланием процветания, по другой – во время основания Флоренции все холмы вокруг были покрыты цветами, ирисами. Но существуют и другие версии.

Строили собор почти 170 лет с перерывами на месте старой церкви V века, посвящённой святой Репарате. Автором проекта был Арнольфо ди Камбьо, главный архитектор Флоренции в конце XIII века.

В те времена население города разрослось почти до 100 000 человек, Флоренция была одним из самых крупных городов Европы вместе с Лондоном и Парижем. Поэтому маленькие церкви уже не вмещали всех верующих во время мессы. Задача архитектора были спроектировал новый, огромный собор, который по тем временам был самым большим в Европе.

Начали строительство с фасада, но после смерти Арнольфо ди Камбьо в начале XIV века работы были надолго приостановлены. Потом назначили главным архитектором Джотто ди Бондоне, художника!

Он тогда только закончил расписывать фресками две часовни в церкви Санта-Кроче. Джотто успел спроектировать колокольню, которую называют его именем: колокольня Джотто. И через 3 года умер в возрасте 70 лет.

Работы были снова надолго приостановлены, потом были выбраны другие архитекторы. И ещё раз работы были надолго приостановлены из-за вспышки эпидемии чумы в середине XIV века, тогда вымерло больше половины жителей города.

Вот так, с перерывами, только примерно через 100 лет дошли до абсидальной части и до строительства купола. И работы были снова надолго приостановлены из-за его огромного диаметра, около 44 метра. А в те времена уже забыли, как строить такие большие купола так, чтобы они весом не разрушали все здание. Хотя древние римляне это прекрасно умели, в Риме купол Пантеона около 43 метра диаметром.

На лучший проект купола был объявлен конкурс в начале XV века, этот конкурс выиграл флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески. Он до этого несколько лет провел в Риме со своим большим другом Донателло, они изучали римскую скульптуру и архитектуру при раскопках.

Говорят, римляне их принимали за искателей сокровищ, ведь они бегали по городу с лопатами, выкапывая остатки древних зданий и статуи. Впоследствии Донателло стал основоположником стиля Возрождения в скульптуре, а Брунеллески – в архитектуре.

Филиппо пришёл тогда к выводу, что самая устойчивая – форма яйца. Он спроектировал купол яйцевидной формы, а не полусферической, как в Пантеона. Купол двойной, один внешний, второй внутренний, поменьше. Оба купола состоят из каркаса – 24 продольных ребра, соединенные поперечными кольцами. Таким образом вес куполов распределяется по кольцами, и между собой оба купола соединяются поперечными нервюрами и балансируют друг друга. Таким образом купол получился самоподдерживающимся, строили его в течение 16 лет без лесов и опор.

Но точной тайны проекта Брунеллески никто не знает, он сам руководил всеми работами, а когда умер, унёс эту тайну с собой в могилу. До сих пор купол изучают и не могут понять, как, несмотря на вес около 37 тонн, купол до сих пор не разрушил все здание. Только самая верхняя часть: белый фонарь и позолоченный шар с крестом были установлены после смерти Филиппо, но по его проекту примерно через 170 лет после начала строительства. Этим занимался Андреа Верроккьо, у которого в мастерской тогда работал и учился 15-летний подросток Леонардо да Винчи и принимал участие в этих работах.

На купол можно подняться пешком, у основания фонаря есть смотровая площадка на высоте примерно 91 метр. Нужно преодолеть 463 ступеньки, это как подняться на 30-этажный дом пешком.

Собор построен в стиле итальянской готики, которая отличается от европейской: нет такого изобилия декораций, нет устремленности ввысь, нет горгулий. Готика проще, скромнее. И особую красоту придает облицовка трехцветным мрамором, белым, розовым и зелёным. Этот мрамор добывают в Тоскане: белый привозят и Каррары, зелёный – из Прато, розовый – из Мареммы.

Но если на стенах мрамор сохранился, то фасад собора современный. Старый фасад существовал, он был совсем другим. Его смонтирвали в конце XVI века, когда готика вышла из моды, и был конкурс на проект нового фасада. Но только через 300 лет, в конце XIX века, фасад наконец заново облицевали по проекту Эмилио де Фабрис в неоготическом стиле.

На фасаде, над центральной дверью в нише, есть статуя Мадонны с младенцем и цветком в правой руке. Это название собора: Санта-Мария-дель-Фьоре, Святая Дева Мария с цветком. Кроме того, на фасаде есть бюсты Микеланджело, Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Данте Алигьери, Андреа Пизано и многих других. В эту облицовку вкладывали деньги многие богатые жители Флоренции, и среди них был посол Российской империи в Тоскане: Павел Демидов. Герб Демидовых есть на фасаде, самый первый справа от центрального входа.

Сейчас Флорентийский собор уже не на первом, а на четвёртом месте по величине в Европе, после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и миланского собора. Его длина почти 153 метра, ширина в области трибун около 90 метров и высота до самой верхней точки, креста на шаре, около 107 метров.

Вход в собор бесплатный, поэтому почти всегда стоят огромные очереди. Внутри убранство более скромное, чем снаружи, нет мраморной облицовки. Внутри можно увидеть оригинальные статуи XV века, две из которых выполнены в мастерской Донателло, фрески и старинные часы XV века, цветные витражи XIV–XV века. Интересную картину "Данте и его мир" XV века, на которой поэт изображён на фоне Ада, Чистилища и Рая из "Божественной комедии", и на фоне собора с куполом, которого он не мог видеть собственными глазами. Ведь когда купол был закончен, Данте уже более 100 лет лежал в могиле. А когда собор ещё строили, поэт был изгнан из Флоренции по политическим мотивам, и никогда больше не вернулся в родной город.

Но самое интересное внутри собора – это огромная фреска внутреннего купола: "Страшный суд", площадь которой около 3600 квадратных метров, размером с футбольное поле. Её выполнил в конце XVI века главный художник и архитектор Флоренции Джорджио Вазари с многочисленными помощниками. На фреске изображено огромное количество фигур, персонажей и аллегорий: Иисус, Мария, святые, пророки, блаженны, мёртвые встают из могил, праведные возносятся на небо с помощью ангелов, а грешники мучаются в аду, где их дьяволы поджаривают на огне или бросают в котлы с кипящим маслом.

Изображены семь кардинальных грехов в виде зверей: зависть, жадность, обжорство, гнев, лень, похоть и высокомерие. Огромный Люцифер высотой 8,5 метров с тремя лицами пожирает трех предателей: Иуду (предатель божий), Кассия и Брута (предателей человечества, убивших Юлия Цезаря). Это эпизод из "Божественной комедии" Данте Алигьери. И есть множество портретов: королей, пап, императора, членов династии Медичи, художников и скульпторов той эпохи, в том числе и портрет Вазари.

Кто поднимается на купол пешком, тот выходит сначала на балкон внутри, с которого близко видна эта фреска. А потом идёт подъем на самый верх между двумя куполами.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольня Джотто и крестильня Сан Джованни
Колокольня Джотто
Вид на собор
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольня Джотто
Фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и крестильня Сан Джованни
Вид на Флоренцию с площадки Микеланджело
26 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 26
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Видел его в живую снаружи. Внутрь не заходил.

Благодарю автора за бальзам на душу!

+10 / 0
картой
Ответить
DELETE

Спасибо! Внутри он гораздо скромнее, но фреска интересная

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Величественно и красиво!

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо, интересно

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Очень интересная и полезная публикация! Огромное спасибо автору за интересную и подробную информацию по теме статьи. Будем ждать Ваших следующих интересных публикаций.

DELETE

Спасибо Ольга, мне очень приятно, что вам нравится!

DELETE
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Брунеллески - один из величайших архитекторов в истории. Он был скульптором, ювелиром, архитектором, градостроителем, инженером, вдохновителем и учителем мастеров эпохи Возрождения.

Его творения до сих пор изучают на кафедрах архитектуры будущие инженеры и архитекторы.

DELETE

Он гений, предшественник Леонардо да Винчи!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (26)

Собеседование в Купер. Сразу обманули

Я не теряю надежды найти себе новую работу по объявлению в интернете. Хотя я ещё ни разу не нашла нормальную работу сама, меня всегда кто-то куда-то звал. Нормальная работа, в моём случае, это та,...

Осмотр леса в Наро-Фоминске

Уже в понедельник 8 декабря 2025 года состоится осмотр участка леса, который Администрация Наро-Фоминска не признает лесом и более того, начала приторговывать участками, выставив один на торги.
01:48
Поделитесь этим видео

Место, известное как Лас-Медулас, считается одной из самых замечательных достопримечательностей Испании

Завораживающая, достойная «Аватара», красота местности, воистину золотые горы, покрытые зеленым ковром леса, ежегодно привлекают сюда тысячи туристов.
00:10
Поделитесь этим видео

Трудоголизм или что уже не норма

В современном мире сложно понять, где проходит грань между ответственным сотрудником и человеком, у которого навязчивая идея слилась в экстазе с корпоративным чатом. Давайте проведём экспресс-диагностику.

Стоит ли работать в банке?

Работа в банковской сфере привлекает многих соискателей, но, как и в любой отрасли, здесь есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их детально. полный соцпакет (отпуск, больничный, пенсионные отчисления).