Лицемерная публика
В 1865 году на Парижском салоне разразился чуть ли не самый крупный скандал за всю его почти двухвековую историю. Перед одной из картин даже пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы защищать ее от негодующей толпы. Возмущенные посетители салона пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. А критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты.
Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», и это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом, будто на только что вошедшего клиента, что невероятно злило респектабельных, по крайней мере, на публике, столичных буржуа.
