Рекант Анатолий Абрамович
Рекант А. А. Подписчиков: 4713
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 766.6к

Концепция правовой реформы (Часть 1)

15 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Уважаемые коллеги!

Высылаю на Ваш суд разработанную мной ещё в 2001 г. Концепцию правовой реформы в РФ.

Я хорошо понимаю, что многим на первый взгляд она покажется совершенно неосуществимой по причине «излишней революционности». Поэтому, заранее предупреждаю скептиков, что это совсем не так.

Во-первых, полумерами ничего никогда изменить нельзя.

Во-вторых, необходимо использовать мощнейший административный ресурс и его командные возможности. Это возможно, но надо поработать головой.

А в-третьих, для того, чтобы не преуспеть в жизни, надо: не попытаться узнать, не попробовать и не продолжить! Надеюсь, из моих опусов Вы кое-что узнаете. Остаётся сделать следующий шаг – попробовать вместе. И всё получится.

Так произошло, что в результате двух потерь базы в компьютере пропал файл, набранный в 2001 г. Пришлось в прошлом году реконструировать его по памяти. Естественно, получилось то и не то. А недавно я вдруг обнаружил пропажу, но совсем под другим именем (так бывает при восстановлении) и решил познакомить Вас с обоими вариантами, имеющими один смысл, но разные тексты, не сводя их пока в один. Жалко потерять хорошие фразы, которые, по-моему, есть и в том, и в другом. Да и для понимания отдельных моментов лучше посмотреть на них под разными углами. Написал же Мусоргский семь совершенно разных вариантов оперы «Борис Годунов» (фактически семь опер!). Почему я не могу всего два?

Прошу всех высказать своё мнение.

Заранее благодарю,

А. Рекант

09.01.07 г.

—***—

Уважаемые коллеги!

06.06.07 г. на презентации книги М.А. Краснова и Е.А. Мишиной под редакцией Т.Г. Морщаковой «Открытые глаза российской Фемиды», весьма интересной для многих, я узнал о предложении авторов не назначать председателей судов сверху, а самим судьям избирать их. Считаю, что такое предложение, будучи воплощено в жизнь, лучше, чем моё, позволит «отрезать» суды от прокуратуры и значительно снизить влияние председателя на рассмотрение дел судьями его суда. Однако здесь тоже есть целый ряд моментов и «подводных камней», которые могут свести на нет благие намерения. В частности, хорошего председателя выбрать, или продлить срок его полномочий могут только знающие его, но независящие от него судьи. Для этого штат судей должен подбираться не председателем суда, а назначаться извне.

Поэтому, я пока не снимаю своего предложения о введении института директоров суда, а думаю, что необходимо, взяв лучшее из обоих, создать окончательный вариант.

Заранее благодарю,

А. Рекант

08.06.07 г.

__***__

«КОМИТЕТ «ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА»


К О Н Ц Е П Ц И Я

правовой реформы в РФ


1. Правовая основа: Статьи 2 и 3, главы 2 и 7 Конституции РФ.

2. Цель: Создание системы, на деле, а не на словах, обеспечивающей соблюдение норм, установленных Конституцией России и законодательством страны.

3. Задача: Поставить должностных лиц в условия, когда бы им было бы невыгодно нарушать Закон и гражданские права.

4. “Побочные” результаты: Повышение доверия и уважения к правоприменительным органам, престижности службы в них.

5. Участники:

 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

 органы прокуратуры РФ;

 органы МВД, Министерства обороны, ФСБ, налоговой и таможенной служб;

 суды;

 правозащитные и другие общественные организации;

 все остальные граждане.

Концепция предусматривает:

• Полное разделение функций правоприменительных органов и обеспечение их действительной независимости друг от друга.

• Разрыв коррупционных связей между отдельными органами.

• Обеспечение на деле независимости судей при принятии ими судебных решений.

• Ответственность всех должностных лиц за соблюдение законодательства РФ и за принимаемые ими решения.

• Открытость (в пределах, установленных законами) действий всех государственных органов (в том числе судов) и их должностных лиц.

• Контроль над действиями и решениями должностных лиц со стороны граждан страны через их общественные, прежде всего правозащитные, организации.

• Непосредственное участие граждан и их организаций в проведении проверок их обращений.

• Доступность должностных лиц всех уровней.

Суть реформы

1. Каждый из правоприменительных органов сосредотачивается на выполнении одной основной задачи.

2. Результаты работы каждого из участников не зависят и не влияют на деятельность остальных.

Функции следствия сосредоточиваются в едином Следственном органе (комитете, управлении), во всех других правоохранительных органах остаются подразделения, осуществляющие дознание. Не будучи даже косвенно подчинённым прокуратуре, и имея различные с ней показатели деятельности (следствие отвечает за своевременное и качественное расследование вне зависимости от его результата, прокуратура – за успех доказывания в суде) под надзором независимого Уполномоченного по правам человека следствие станет более объективным и перестанет «выбивать» показания. Придётся больше работать головой, а значит – повышать свою квалификацию.

Функции прокуратуры ограничиваются возбуждением уголовных дел и поддержанием обвинения в уголовном процессе. В гражданском и арбитражном процессах прокурор защищает интересы государства и государственных органов по искам, заявленным от их имени, участвует в рассмотрении дел об административных правонарушениях. В суде обвинителю придётся доказывать свою точку зрения, а не «давать заключения», как сегодня. Это заставит прокуратуру внимательно относиться к качеству и доказательности передаваемых ей следствием дел. Обвинитель должен как на горячей сковородке вертеться под градом вопросов защиты. Тогда и будут обеспечены состязательность и равенство сторон. Сейчас УПК РФ предусматривает возможность задавания вопросов лишь подсудимому, поэтому прокурору нет никакой необходимости что-либо доказывать.

Надзор за соблюдением законов и гражданских прав возлагается на подразделение Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обладающее повышенной степе-нью самостоятельности. В это подразделение передаются штаты, права и льготы сотрудников, существующие в прокуратуре, за исключением самих сотрудников. Штаты заполняются выпускниками юридических факультетов вузов по конкурсу на основе рекомендаций этих вузов. Ежегодная ротация ¼ сотрудников обеспечивается, прежде всего, за счёт предельного срока их нахождения на одной должности до 4-х лет. Поскольку эта работа престижна, хорошо оплачиваема, вузы будут стремиться, чтобы их выпускники проходили по конкурсу, т.к. это будет сказываться на рейтинге самого вуза. Поэтому будут направляться лучшие. По тем же причинам у закончивших срок службы не должно быть проблем с последующим трудоустройством. С другой стороны, постоянно молодой коллектив по целому ряду причин весьма коррупционноустойчив, а юридически сложные вопросы, не успевшие потерять связи с родными факультетами сотрудники, всегда смогут решать с помощью своих бывших преподавателей, одновременно обновляя и обогащая знания последних. Кроме того, работая в системе Уполномоченного по правам человека, где во главу угла ставится, и всегда будет ставиться Закон и права граждан, сами выпускники очень быстро сменят приобретённый за годы учёбы по объективным причинам обвинительный уклон (преподают юриспруденцию, в основном, действующие и бывшие судьи, прокуроры и, не имеющие практического опыта, выпускники тех же вузов) на объективный, а переходя на новое место работы в качестве руководителя будут распространять последний и там.

Институт Председателей судов заменяется институтом директоров судов.

В настоящее время Председателями судов становятся судьи, весьма туманно представляющие работу руководителя учреждения, но зато весьма активно вмешивающиеся в деятельность своих коллег при рассмотрении дел. Подобная замена обеспечит суды грамотными управленцами, которым в голову не придёт давать указания судьям по правовым вопросам, но зато они наладят работу самого суда и его сотрудников.

Судья выступает в двух ипостасях:

• человек рассуживающий, в процесс принятия решений которого никто, кроме закона, не имеет права вмешиваться;

• должностное лицо, чиновник категории «А», обладающий соответствующими правами, обязанностями и ответственностью, которое обязано отвечать за каждый свой шаг, за каждое действие и решение.

• Вводится институт помощников судей, которые должны выполнять предварительную проверку и подготовку судебных дел к рассмотрению, что позволит судьям сосредоточиться на главном, а помощникам – набраться опыта для последующей работы судьями.

Поскольку прокуратура становится стороной в деле и не более, суд перестаёт подменять её в процессе и постепенно существующая между ними коррупционная связь значительно ослабеет.

Обеспечивается сочетанием предупредительных и карательных мер безусловное исполнение законов всеми гражданами, и, прежде всего, должностными лицами.

Законодательная база и законотворчество. Сейчас действует и продолжает приниматься огромное количество законодательных и других нормативных актов, качество которых не выдерживает никакой критики. Такие документы должны быть, с одной стороны, предельно краткими и не допускающими разночтений (примеры: ФЗ «О правах потребителей», «Правила дорожного движения»), а с другой – максимально полными, учитывающими «то, что было, то, что есть, и то, что может произойти в будущем». Необходимо разработать минимально достаточный перечень действительно необходимых законов, чтобы не выдавать их «на каждый чих» и постепенно, без обычной спешки, но быстро, пересмотреть действующие, подавляющее количество которых допускает разночтения и не согласованы друг с другом, т.е. коррупциогенны. После принятия наиболее важных НПА должны выходить официальные комментарии к ним, написанные разработчиками и утверждённые принявшим их органом (для федеральных законов - соответствующим комитетом Госдумы РФ).

Проводится полная ревизия законодательной базы. Упрощение, конкретизация действующих законов, ликвидация «двусмысленностей», несоответствий и противоречий. Уточнение иерархии НПА. Принятие федерального закона о порядке разработки, принятия и толковании нормативных правовых актов в РФ, опубликования официальных комментариев к ним (ФЗ о нормативных правовых актах Российской Федерации).

Вносятся поправки в ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", возвращающие существовавшие ранее нормы, обязывающие всех руководителей государственных органов и учреждений вести личный приём граждан, и восстанавливающие прежние сроки принятия решений по обращениям граждан (безотлагательно, в течение 3 дней, две недели, до месяца, продление на 15 дней с уведомлением заявителя), а также предоставляющие заявителям возможность участия по их желанию в проверке поданных заявлений.

Принимаются ФЗ «Об общественном контроле», «Об общественном контроле над местами содержания под стражей» и др., определяющие порядок организации и проведения гражданского контроля над государственными учреждениями

Вносятся поправки в ФЗ «Об Общественной Палате», наделяющие её реальными правами и определяющие порядок их осуществления.

Вносятся поправки в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», наделяющие его правами законодательной инициативы, надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России и правом возбуждения уголовных дел.

Вносятся поправки в ФЗ «О парламентском расследовании», облегчающие проведение таких расследований и делающие их действенными (что-то о таких расследованиях вообще не слышно. Возможно потому, что возбуждённое и проводившееся около года расследование немедленно пре-кращается, если в суд подано любое заявление по расследуемым фактам и обстоятельствам).

Вносятся поправки в УПК РФ (ст. 292 и др.) и в другие процессуальные кодексы, обеспечивающие на деле равенство и состязательность сторон.

Уточняются и конкретизируются требования, определяющие возможность проведения судебных заседаний в закрытом режиме.

Вносятся поправки в законодательные и нормативные акты, обеспечивающие безусловную ответственность всех, без исключения, граждан перед законом и неотвратимость наказания виновных.

Вносятся поправки в УК РФ (ст. 303 и др.) и КоАП РФ, устанавливающие ответственность судей за фальсификацию доказательств, клевету в отношении участников судопроизводства и граждан, присутствующих в зале судебного заседания, умышленные нарушения процессуального законодательства и т.п. (такие нарушения более чем многочисленны).

Вносятся поправки в УПК РФ и ГПК РФ, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на неправомерные действия судей и судов

Вносятся поправки в законодательные акты РФ, обеспечивающие открытость работы всех органов и организаций, свободный доступ граждан к информации и серьёзную ответственность за его ограничение и за препятствие профессиональной деятельности журналистов.

Кадровые вопросы. Принципиально изменяется система подбора и расстановки кадров (концепция имеется). Существующая ныне не нацелена, а потому и не может обеспечить продвижение кадров исключительно по их деловым качествам и результатам работы. Поэтому «команда» подбирается исключительно на основе личных предпочтений, что не предполагает действительную результативность её деятельности, но хорошо обеспечивает отчётность, в том числе и «липовую».

Проводится аттестация всех госслужащих и последующее их обучение методам эффективной работы. В настоящее время она крайне невысока.

Руководитель отделения «Центр»

А.А. РЕКАНТ

01.07.01 г.

(изм. 06.09.06 г.)

__***__

Как вы считаете, статья нужная, полезная?

Проголосовали: 0

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
Понравилась публикация?
36 / -4
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Рекант Анатолий Абрамович

Обзор: Налоговые ответы Президента, обложение презервативов, налоги в деле Долиной-Лурье

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Ну что, все смотрели подведение итогов с Путин? Рассмотрим, что там по налогам. Сначала был вопрос от РБК, что ожидается от налоговых изменений,...

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы и намеренно препятствовал движению кареты скорой помощи. Мужчина не знал, что за скорой ехали сотрудники ГАИ. Теперь нарушителю грозит лишение прав.
01:11
Поделитесь этим видео

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

Сюрпризы для клиентов. Российские банки начали требовать подтверждение родства при переводе денег

Российские банки начали запрашивать родственную связь при переводе денег. Вот такая "интересная" новость сегодня пришла от лент информагенств. Всё это снова связывают с ярыми попытками бороться с мошенниками.

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.

Почему институт семьи разрушается

Сижу на кухне, напротив меня моя подруга Анна, у которой только что прошло третье заседание в суде по разводу. Она не плачет, просто крутит в руках чашку и говорит: «Ну вот, десять лет прожили,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы