Концепция правовой реформы (Часть 2)
«КОМИТЕТ «ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА»
К О Н Ц Е П Ц И Я
правовой реформы в РФ
1. Правовая основа: Ст.ст. 3, 10, 15, 19, 32, 45, 46, 48, 123, 129 Конституции РФ, правовые нормы международных договоров России.
2. Цель: Создание системы, на деле, а не на словах защищающей граждан от произвола.
3. Задача: Поставить должностных лиц в условия, когда бы им было бы невыгодно нарушать Закон и гражданские права.
4. Участники:
Граждане Российской Федерации,
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
Прокуратура Российской Федерации,
Следственные органы всех ведомств,
Суды,
Органы МВД, Министерства обороны, ФСБ, налоговой и таможенной служб,
Юридические факультеты вузов Российской Федерации.
5. Суть реформы: Чёткое определение места каждого из участников в правоприменительной системе, его роли, конкретных прав и обязанностей.
6. Содержание реформы:
6.1 Уполномоченный по правам человека в РФ, прокуратура, органы следствия
В Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ создаётся самостоятельное подразделение по надзору за соблюдением законов, которому передаются из прокуратуры РФ обязанности по надзору в этой области, помещения, штаты, должностные оклады, льготы, привилегии и прочее, за исключением сотрудников.
Штат Управления по надзору за соблюдением законов формируется по рекомендации вузов из числа их лучших выпускников. Служба на одной должности в Управлении ограничивается 4-мя годами, а в случае повышения по должности увеличивается на 2-3 года в каждой из них. Предусматривается ежегодная 25% ротация штатного состава.
Прокуратура РФ сосредотачивается на расследовании преступлений и поддержании обвинения в судебных органах. Она организуется в составе двух основных Управлений – Следственного и Поддержания обвинения и вспомогательных подразделений. Следственному управлению поручается ведение следственных действий по всем, без исключения, делам. Ведомственные следственные органы упраздняются.
В законодательные и иные нормативные правовые акты России вносятся необходимые изменения.
6.2 Суды
Проводятся все необходимые мероприятия для разделения установленных Конституцией РФ и законодательством страны полномочий, прав и обязанностей судьи, как «человека рассуживающего» – с одной стороны, и должностного лица, государственного чиновника категории «А» – с другой стороны
Существующий институт председателей судов заменяется институтом директоров судов, назначаемых в обычном порядке.
Возвращается система выборности судей, но на принципиально иной основе.
Обеспечиваются на деле провозглашённые ст.ст. 19 и 123 Конституции РФ равенство прав участников и открытость судебного процесса.
Обеспечивается гражданский контроль над ходом судопроизводства, продуктивный диалог общества и судебных органов, возможность обсуждения состоявшихся решений судов, ответственность судей за вынесенные решения.
В законодательные акты России вносятся необходимые изменения, обеспечивающие единообразное толкование процессуальных норм.
Законодательно уточняются ответственность судей за совершение административных и уголовных правонарушений, порядок их привлечения к такой ответственности, порядок отрешения судей от должности, порядок предъявления судьям гражданских исков.
Пересматриваются функции и полномочия общественных органов судейского сообщества.
6.3 Вузы
Вносятся изменения в программы подготовки студентов юридических факультетов вузов и прохождения ими производственной практики, цель которых – научить их смотреть на каждую проблему с разных сторон, различать положительные и отрицательные стороны в работе различных организаций (прежде всего правоприменительных органов), свободно ориентироваться во всём массиве нормативных правовых актов, и находить пути для улучшения этой работы.
Принимаются меры для привлечения в качестве преподавателей наиболее грамотных и способных юристов из числа осуществляющих защиту обвиняемых и представительство в судах.
Руководитель отделения «Центр»
А.А. РЕКАНТ
25.02.07 г.
Примечание: Документ не закончен в связи с обнаружением предыдущей редакции.
А.Р.
—***—
«КОМИТЕТ «ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Концепции правовой реформы в РФ
1. В предлагаемой Концепции реализуются на практике нарушаемые повсеместно нормы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и международными договорами, участником которых является Россия (прежде всего Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
2. В настоящее время имеется минимально достаточная основа в виде перечисленных в п. 1 документов, позволяющая обеспечить в России верховенство закона и преимущественную силу прав граждан. Вместе с тем, практически, именно эти основополагающие положения грубо игнорируются на всех этажах всех ветвей государственной власти, забывшей, что не народ для неё, а она для народа.
Изменить сложившуюся десятилетиями ситуацию кавалерийскими наскоками, так же, как и с помощью «текущего ремонта», нельзя. Систему можно побороть только системой.
Поэтому необходимы серьёзные, хорошо продуманные до конца решения и меры. Так, чтобы не получалось «как всегда». Начиная любой процесс надо заранее знать, что получится в результате – красавчик, или монстр. Начав что-либо, надо обязательно доводить до конца.
3. Передача надзора за соблюдением законов Уполномоченному по правам человека в РФ разумна, поскольку:
Практически бесконтрольное совмещение в одном органе совершенно разных функций: надзора за соблюдением законов и возбуждения уголовных дел, их последующего расследования и поддержания обвинения в суде, является одной из основных причин разгула коррупции, беззакония и беспредела в государственных органах.
Уполномоченный по правам человека в РФ по своему статусу и способу назначения более независим, нежели Генеральный прокурор, от всех государственных органов, он более, нежели Генеральный прокурор, нацелен на защиту гражданских прав, а, значит, и на обеспечение соблюдения законов, кроме того, он подконтролен Государственной Думе РФ, его назначение и освобождение от должности осуществляется путём тайного голосования её депутатов.
4. Формирование регулярно обновляемого штата Управления по надзору за соблюдением законов из выпускников вузов имеет целый ряд серьёзных преимуществ.
Во-первых, они не обременены присущими долго работающим на одном месте чиновникам синдромами профессионалов – «Я знаю всё!», «Законы писаны не для меня!» и т.д. и т.п., а от чванства, будем надеяться, их сможет удержать сам Уполномоченный.
Во-вторых, они ещё не забыли, чему их учили, а в сложных случаях всегда могут проконсультироваться у своих преподавателей, связь с которыми ещё не утеряна.
В-третьих, они не заражены вирусами чинопочитания, коррупции и иных отрицательных моментов, широко распространёнными среди сотрудников правоохранительных органов.
В-четвёртых, поскольку это – коллектив молодых, кому бы то ни было будет крайне сложно «давить» на них.
В-пятых, сильно развитое чувство справедливости, с возрастом у большинства людей куда-то исчезающее, и боязнь совершить ошибку, заставят молодых сотрудников внимательно изучать каждый вопрос, что значительно сократит переписку и количество жалоб.
В-шестых, поскольку работа в Управлении будет достаточно престижна, вузы будут заинтересованы, чтобы их выпускники попадали туда на работу, т.к. это будет существенно повышать их рейтинг. Поэтому они будут направлять туда лучших выпускников и поддерживать их.
В-седьмых, сами выпускники будут стараться попасть на такую работу, поскольку после ухода с неё они всегда будут востребованы.
5. Права Уполномоченного по правам человека в РФ должны быть расширены как за счёт передачи ему полномочий прокуратуры РФ по контролю над соблюдением законов во всех, без исключения, органах и организациях, так и предоставлением ему права законодательной инициативы и права возбуждения административных и уголовных дел в отношении любых должностных лиц, злостно их нарушивших.
6. Лишение органов прокуратуры функции надзора разрывает существующую тесную связь между ними и судами, ибо лишает последнюю какого-либо смысла. Зачем добиваться расположения чиновника, от которого ничего не зависит. Прокуратура становится действительно равноправным участником судебного процесса и ей придётся на деле доказывать правоту обвинения.
7. Указанное в п.п. 6 и 11 инициирует лавинообразный процесс приведения в норму всей системы правоохранительных органов. Следствию придётся обеспечивать подготовленные к передаче в суд дела полным набором необходимых доказательств, что сейчас во многих случаях подменяется бездоказательными заявлениями. Дознание будет вынуждено поставлять следствию эти доказательства, а оперативные работники - заняться своим прямым делом – предотвращением преступлений и розыском настоящих преступников вместо «лохов», дающих без особого труда всем «правоприменителям» высокий процент раскрываемости.
8. Предложенный в 2004 г. руководству МВД на переговорной площадке в рамках 1-го Всероссийского гражданского Конгресса принцип оценки работы сотрудников не по количеству выявленных нарушений, а по их отсутствию, в апреле с.г. применён в отношении участковых уполномоченных, и, можно надеяться, что эффект будет положительным, а опыт распространён на другие подразделения министерства.
9. Председатели существующих в настоящее время судов по своему опыту работы – судьи, почти все не имеют специального образования в области управления и организации работы коллектива. Подавляющее большинство руководит в меру своих способностей и возможностей. Даёт «ценные указания» о том, как рассматривать дела и «плавает» во всём остальном. В то же время от него требуется разумное руководство сотрудниками суда при полном невмешательстве в процесс принятия решений по конкретным делам. То есть, совершенно противоположное.
Предложенная реорганизация как раз и направлена на то, чтобы «не судья» не мог подать судьям «полезных» советов, а решения опытного руководителя были бы разумны и, безусловно, исполняемы.
10. Действующая в настоящее время судебная система, вопреки намерениям её разработчиков, привела к не предполагавшемуся положению, когда судьи совершенно независимы от закона и походя нарушают его, но полностью зависят от благоволения собственного начальства. Поэтому сплошь и рядом даже честные и грамотные судьи вынуждены кривить душой и принимать противозаконные решения. Потерять высокую зарплату, льготы, привилегии и, главное, будущую очень высокую пенсию – это серьёзно!
Конкретный пример. В соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества» и Положением о квалификационных коллегиях судей, утверждённым Высшей квалификационной коллегией судей, жалобы и со-общения о совершении судьёй дисциплинарного проступка рассматриваются только по представлениям председателя соответствующего суда или органа судейского сообщества. Они направляются этому председателю для проверки и, фактически, решения судьбы обращения и судьи. Причём окончательное решение об отказе в рас-смотрении жалобы выносится не коллегиально, а единолично одним из членов квалификационной коллегии. Таким образом, судья, нарушающий закон, выполняя указания председателя суда, заранее знает, что последний прикроет его от любых жалоб, и, наоборот, при невыполнении таких указаний он может быстро лишиться своей должности. Поэтому и ведёт себя соответствующим образом. Заявители же добиться справедливости, обращаясь в органы судейского сообщества, практически никогда не могут.
Комплекс предлагаемых мер (введение института директоров суда; ответственности судей за принятые решения; изменение законодательства о судейском сообществе и о статусе судей, снятие секретности с действий и решений суда, за исключением оговорённых законодательством РФ; разрыв взаимозависимости судов и прокуратуры друг от друга; мониторинг и гражданский контроль над работой судов) направлен на обеспечение действительной независимости судьи при принятии решений и одновременно его полной ответственности за эти решения и действия. Нарушать закон станет невыгодно!
11. Алогичен действующий принцип назначения и отрешения судей от должности, когда чисто формально их назначает Президент РФ (фактически – аппаратчики), а отрешает от должности – цеховая общественная организация, решающий голос в которой принадлежит председателю суда субъекта федерации или, соответственно, России (см. п. 10), вообще не являющемуся её членом. Поэтому на сотни тысяч обоснованных жалоб граждан даются стандартные отписки, зато большинство представлений председателей судов, желающих избавиться от неугодных им судей, удовлетворяется.
12. Очень важной частью предлагаемой реформы является внесение кардинальных изменений в подготовку юристов. Сейчас преподаватели, в основном,– бывшие или действующие прокуроры и судьи, поскольку законом установлены ограничения в их деятельности «на стороне», а также не имеющие практического опыта выпускники тех же вузов. Адвокатов – очень мало, т.к. на основной работе они зарабатывают несравнимо больше. В результате – односторонность и обвинительный уклон студенческого мышления, передаваемые из поколения в поколение. Студент, проходящий практику не в канцеляриях, а в зале судебного заседания, после хорошей подготовки к ней, очень быстро меняет направление «магнитной стрелки в своей голове» на противоположное, и превращается из врага людей в их друга. Последнее проверено многократно.
Побочные результаты: Юристы, ещё на институтской скамье приобретя опыт правозащитной (в самом широком смысле этого слова) работы, как правило, не забывают его в дальнейшем, что должно серьёзно изменить в лучшую сторону общую ситуацию во всех государственных органах, включая правоприменительные.
Руководитель отделения “Центр”
А.А. РЕКАНТ
25.02.07 г.
Вы согласны с мнением автора?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: