"ЖКХ Контроль": Когда надо разрешить собственникам не платить за мусор

Плата за коммуналку, неудовлетворительное состояние и ремонт многоэтажек, качество предоставляемых услуг - с этими жалобами люди чаще всего обращались на "горячие линии" и в Общероссийские центры общественного контроля в сфере ЖКХ. Эти вопросы заняли первые три строчки рейтинга по итогам 2021 года, составленного НП "ЖКХ Контроль" (есть в распоряжении "РГ").
Фото: Петр Ковалев/ТАСС Фото: Петр Ковалев/ТАССФото: Петр Ковалев/ТАСС
Его составляют каждый квартал на основе обращений, которые поступают, в том числе, в региональные центры общественного контроля, через официальные сайты, по электронной почте, во время приема граждан. За 2021 год в адрес общероссийского центра НП "ЖКХ Контроль" и региональных центров поступило около 29 тысяч обращений.
Интересным моментом, отмеченным экспертами "ЖКХ Контроль", стало практически равное количество обращений по вопросам, связанным с платой за жилое помещение и коммунальные услуги (4 043 обращения - 14 процентов от их общего числа) и качество услуг, за которые взимается плата (4 039 обращений - 14 процентов).
"Постепенно у собственников жилья формируется осознанная позиция в отношении соответствия качества услуг с их ценой, - сообщил "РГ" исполнительный директор НП "ЖКХ "Контроль" Сергей Сохранов. - За аналогичный период 2020 года указанные позиции существенно расходятся".
Если проанализировать, что людей больше всего беспокоило в жилищно-коммунальной сфере за последние три года, то можно выделить четыре "болевые точки":
1. Качество услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах: 15,5 процента - в 2019 году, 16,3 процента - в 2020 году и 14 процентов - в 2021 году.
2. Плата за ЖКУ. Один из самых крупных блоков проблем и до сих пор непонятный для граждан. Первое место рейтинга в 2019 году (15,7 процента) и 2021-м (14 процентов), второе место - в 2020 году (14 процентов).
"Собственники жилья зачастую игнорируют предложения управляющих организаций об установлении нового размера платы, не понимая содержание представленных документов. В тех домах, где действуют советы домов, выявляются случаи саботирования их работы, направленной на установление корректного размера платы, - пояснил "РГ" Сергей Сохранов. - Также непрозрачными для граждан, судя по их обращениям, являются схемы перерасчетов за некачественно оказанные услуги, расчеты субсидий и компенсаций. Сложности возникают и с перерасчетом платы за периоды временного отсутствия граждан".
Отдельная история с платой за отопление. Как правило, самым болезненным моментом является вход в отопительный период. При достаточно теплых погодных условиях внезапно "выходят из строя" общедомовые приборы учета. И собственники получают начисление платы по нормативу или по средней величине потребления, что приводит к увеличению их расходов на оплату коммунальной услуги.
3. Управление многоквартирными домами. Люди стабильно недовольны, как работают управляющие компании и советы многоквартирных домов (3108 обращений - в 2019 году, 3948 - в пандемийном 2020 году и 3393 - в 2021 году).
Чаще всего жалуются на аварийно-диспетчерские службы. Где-то их вообще нет, а где-то попросту работают спустя рукава.
Татьяна Москалькова: Россияне жалуются на низкое качество услуг ЖКХ
"До сих пор не достигнут показатель "одного окна" при обращении граждан по вопросам, связанным с содержанием общего имущества и качеством коммунальных услуг, - считает Сергей Сохранов. - Сохраняется отфутболивание граждан, при котором они вынуждены обращаться по разным телефонам аварийных служб. Тогда как это является задачей диспетчера аварийно-диспетчерской службы управляющей организации".
4. Качество предоставляемых коммунальных услуг.
Составлен рейтинг жалоб жителей в сфере ЖКХ
В прошлом году был отмечен резкий скачок таких жалоб. Год от года обращений и нареканий по этому поводу становится все больше: если в 2019-ом - 2220 обращений, то в 2021 - уже 3642.
"Нас особенно удручает такой показатель роста на фоне многочисленных финансовых вливаний за счет бюджетов разных уровней, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, - пояснил исполнительный директор "ЖКХ "Контроль" Сергей Сохранов. - Результаты таких проектов зачастую минимизируются бездействием организаций, осуществляющих управление домами. Они не предпринимают мер, чтобы обеспечить надлежащую работу внутридомовых инженерных систем".
"ЖКХ Контроль": внести поправки в кодексы
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо внести поправки, предусматривающие ответственность лица, осуществляющего деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома и/или поставщика коммунального ресурса за несвоевременное и/или ненадлежащее обслуживание и эксплуатацию. А также за несвоевременную поверку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
В Жилищный кодекс РФ. Добавить положения, обязывающие управляющие компании подписывать акты приемки выполненных работ председателем совета многоквартирного дома. Сейчас такое право или обязанность предусматривается договором управления многоквартирным домом.
Мусор с "кешбэком"
Эксперты "ЖКХ Контроль" предлагают также ввести такую норму: если пять дней собственника нет дома - можно требовать перерасчета за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО).
"Выделение ТКО в отдельную строку от коммунальных услуг подтвердило, что проблема сортировки, вывоза и утилизации отходов остается до сих пор одной из самых проблемных, - прокомментировал "РГ" Сергей Сохранов. - Даже спустя три года активной фазы "мусорной реформы" порядок в этой сфере до сих пор не наведен. Львиная доля обращений касалась долгов, выставленных "пачками" должникам по строке "обращение с ТКО". Под конец 2021 года суды стали массово штамповать судебные приказы по обращениям мусорных региональных операторов, поскольку с 2022 года истекает срок исковой давности по первым платежам, выставлявшимся с 2019 года".
Сергей Сохранов считает, что снизить остроту этой проблемы можно, внеся изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. От 01.02.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По его словам, людям надо предоставить возможность проведения перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов при отсутствии собственника помещения более 5 дней подряд. В том случае, если плата за вывоз ТКО взимается, исходя из количества квадратных метров, принадлежащих этому собственнику. "Пока такого права потребители лишены", - уточняет Сохранов.
Полезная информация
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В нашем городе постоянно растет плата за услуги ЖКХ, но качество никак не улучшается!
На мой взгляд для улучшения качества услуг собственники должны наладить контроль за работой УК, взаимодействуя через советы домов. При этом и сами собственники должны быть социально ответственными людьми в части соблюдения правил проживания в МКД, противопожарных норм, культуры, сохранности общедомового имущества, производить своевременную оплату за ЖКУ. Только совместное взаимодействие принесет результат.
У нас пришел счет за январь за вывоз мусора , а вывозили всего за месяц только 2раза.Нужно перерасчет требовать, но как
Здравия и До-Б-Ра, Милана!
Благо дарю Вам!
Я тоже из Петербурга. Хорошо, что Вы об этом написали. С вывозом мусора в городе всё ещё есть проблемы и с тарифами на вывоз тоже.
Я, например, о том, что за месяц, а то и за 2 Я заполняю мусором всего лишь 1 пакет из "Пятёрочки", а Мне выставляют счёт за 0,3 куб. м. Это раз в 20 больше, чем Я в действительности "произвожу" мусора.
Решить проблему процентов на 80-90 можно достаточно просто. Водители сопровождают вывоз мусора фотофиксацией. Почему бы не сделать фотофиксацию и при заполнении баков мусором?
Сделать это несложно. В соседнем доме площадку с мусорными баками оградили защитной конструкцией, чтобы мусор из баков не разлетался по двору. Жители дома получают доступ к бакам с помощью такой же таблетки, как для входа в подъезд.
Такими конструкциями следует оградить все площадки с мусорными баками в городе, где только можно, и установить там видеокамеры.
Не сразу, но постепенно всё с мусором наладится, Я думаю.
Интересно
Спасибо, интересно