Книжная душа: бук-карвинг Александра Корцер-Робинсона

Нас приучили к тому, что с книгой нужно обращаться бережно, почтительно. Нельзя ее мять, сгибать и, тем паче, резать страницы.
А если книгу режут, чтобы из нее получилось нечто новое, невероятное? Чтобы герои сюжета поднялись со страниц, стали зримыми, объемными?
Именно это делает Александр Корцер-Робинсон, немецкий художник, который живет и работает в Бристоле (Англия). Он берет старые, ненужные издания, преимущественно энциклопедии, и превращает их в трехмерные, рельефные, будоражащие воображение картины. Как родился такой замысел?
Многие прочитанные книги не просто западают в душу. Они хранятся в памяти в виде изображений, вызывающих эмоции и мысли. Перебирая эти эфемерные картинки, мы часто формируем из них новые сюжеты и истории, продолжаем жизнь и приключения героев.
Мне захотелось создать из книги слепок того многослойного мира, который она оставляет в сердце и памяти.

Что же конкретно делает художник? Он берет иллюстрированный томик и лезвием, страница за страницей вырезает изображения, освобождает их от текста, поднимает из книжных глубин.
Когда работа закончена, Корцер-Робинсон скрепляет обложку, чтобы ее невозможно было открыть. В этот момент предмет в его руках окончательно перестает быть книгой и превращается в библиокартину, скульптурный коллаж.
Техника, а это авторский вид бук-карвинга, фантастически тонкая и кропотливая. Не все изображения можно вырезать, нужно решить, какие из них «оживить», а какими пожертвовать. Чтобы сделать выбор и осуществить идею, в книгу надо погрузиться, проникнуться ею, отождествить себя с ее персонажами.

В руках Александра книга теряет первоначальную практическую ценность и обретает другую. Это не ремонт, не новый переплет и прошивка, а настоящая книжная реинкарнация.
Из томика, прошедшего бук-карвинг, больше не узнаешь, как жили динозавры, куда плавал Одиссей и сколько миль до Луны. Но постигнешь другое – какие чувства книга бередила, с какими образами соотносилась.
Полиграфия по прихоти художника трансформируется в метафизику, а книга – в сон о самой себе.
Конечно, она перестает быть источником знаний, но зато становится генератором ощущений, ассоциаций и символов, то есть полноценным произведением искусства. А разве это менее важно, чем знания?