Юрист компании как козел отпущения. Часть 2
В первой части этой статьи говорилось об основных причинах антагонизма между юрисконсультом и коллективом. Нужно также отметить, что чересчур пристрастное, неприязненное отношение работников к юристу может быть спровоцировано, если:
-юрисконсульт устроился в компанию, которая до того успешно работала без этой должности;
-на предприятии юрист работает в единственном числе и при этом не является ничьим протеже. Один - не воин;
-руководитель, или же имеющиеся в компании лидеры, или головная организация не приемлют тактику юриста;
-в компании «взрывоопасный» коллектив, чрезмерно амбициозные сотрудники;
-юрисконсульт молодой, неопытный, и имеет несолидную внешность. Кроме того, очень вредят юристу такие милые черты, как скромность, деликатность и застенчивость.
Соответственно, указанные риски снижают такие объективные факторы, как:
-высокие моральные качества, выраженные организаторские способности руководителя предприятия;
-работа в организации, как когда-то говорилось, «по блату»;
-родство душ, полное взаимопонимание юриста и руководителя, и одновременно - сформировавшаяся боязнь «не угодить» руководству со стороны сотрудников;
-небольшой, спокойный и доброжелательный коллектив с семейной атмосферой;
-наличие на предприятии юридического отдела – и чем больше, тем лучше. Если в компании действует могучая юридическая служба, то каждый конкретно взятый юрист в ней будет практически неуязвим (разумеется, если он вписывается в этот отдел, а если нет — то это предмет для отдельного изучения);
-почтенные седины юриста и т.д.
Если изначально на вашем предприятии преобладали положительные факторы, если сотрудники привыкли смотреть на юриста "снизу вверх", то за вас можно только порадоваться. В противном же случае положение юрисконсульта оказывается весьма незавидным.
Его считают крючкотворцем и мракобесом, палкой в колесе предприятия, и оттого все требования юриста воспринимаются «в штыки». Его действия критикуются, педантизм высмеивается, но при этом ответственность считается безграничной.
Например, предприятие проигрывает в суде практически безнадежный спор с налоговыми органами, который возник в результате просчета аудиторов. Виновным в денежных потерях объявляют юрисконсульта. Специалисты предоставляют неполную, недостоверную информацию о каких-либо фактах, утрачивают сведения, которые требовались юристу. Эффективность его работы снижается, и это ставят юрисконсульту на вид. В компании возникают серьезные проблемы из-за неграмотно составленных исполнителями документов. Спасать положение, забыв про сон и отдых, приходиться юристу.
Продолжение следует.