Наталья Валиулина
Наталья Валиулина Подписчиков: 875
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 839

Как стать самозанятым в 2022 году: особенности спецрежима и регистрация самозанятости

29 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Содержание:

1. Особенности, плюсы и минусы самозанятости

2. Регистрация самозанятости: алгоритм действий

3. Как подтвердить получение статуса

4.Нюансы расчета налога

5. Заключение

Самозанятость – отличная альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП. Речь о стартапах с небольшим бюджетом, фрилансерах, репетиторах, таксистах, арендодателях жилых помещений с доходом не выше определенной планки. Как перейти на специальный налоговый режим самозанятости и в чем нюансы – читайте в нашей пошаговой инструкции.

Особенности, плюсы и минусы самозанятости

Режим для самозанятых ввели в 2019 году экспериментально сроком на 10 лет. Поначалу он действовал только для нескольких регионов. С июля 2020 его разрешили применять в любой точке РФ. Сейчас на него перешли уже около 2 000 000 человек.

Самозанятость – неофициальный термин. Но его используют даже в государственных органах. Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.

Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. К тому же, для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6%. Никаких дополнительных обязательных платежей нет.

В список преимуществ также входят:

- быстрый и максимально простой процесс регистрации без посещения налоговой инспекции;

- отсутствие необходимости в сдаче деклараций и отчетов;

- ведение учета в удобном приложении для смартфона «Мой налог» (там же формируются чеки, поэтому приобретать кассовое оборудование не нужно);

- получение единоразового вычета (10 тысяч рублей);

- автоматическое начисление налога;

- возможность совмещать самозанятость с основной работой по договору без прерывания стажа.

Стать самозанятыми могут фотографы и видеооператоры, организаторы праздников, продавцы изделий собственного производства, водители, строители, мастера маникюра, специалисты, работающие удаленно через разные интернет-площадки. Все виды деятельности, допустимые на спецрежиме, прописаны в законе.

Перейти на самозанятость можно, если вы:

- Занимаетесь индивидуальной профессиональной деятельностью или получаете деньги от своего имущества.

- Зарабатываете не больше 2 400 000 рублей за год.

- Не нанимаете сотрудников и не оформляете отношения с работодателем.

- Работа не попадает под исключение в 422-ФЗ.

НПД заменяет страховые взносы и НДС.

Лимитов по сумме месячного дохода на режиме не существует. Но если выйти за пределы годового ограничения, вас автоматически переведут на другую систему. Все данные строго контролируются через «Мой налог».

Минусы у режима НПД тоже есть. Обычно самозанятые сталкиваются с такими сложностями:

- лимит по годовым доходам;

- нельзя привлекать наемных сотрудников;

- самозанятость подходит не для всех видов деятельности;

- нет социальных гарантий,-выплат на случай больничного или декрета;

- без добровольных страховых взносов самозанятость не войдет в трудовой стаж, на них нельзя снижать налог;

- совмещение режима с другими системами ограничено.

Регистрация самозанятости: алгоритм действий.

Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе.

Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.

Через приложение.

Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.

Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.

После этого появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.

№1 – по паспорту:

- выберите пункт «Регистрация по паспорту РФ»;

- впишите номер мобильного;

- введите код из sms, который придет на упомянутый телефон;

- отметьте регион;

- отсканируйте страницу паспорта с фото: для этого нужно направить камеру на документ и нажать «Распознать»;

- убедитесь в корректности считанной информации: все верно – жмите «Подтвердить», заметили ошибки – «Распознать снова»;

- добавьте или сделайте снимок, подтверждающий вашу личность;

- нажмите кнопку «Подтверждаю» для завершения регистрации.

Когда выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.

Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.

В самой программе есть еще 2 варианта оформления.

№2 – на Госуслугах:

- создайте аккаунт на портале;

- впишите паспортную информацию, телефонный номер, СНИЛС;

- подтвердите создание аккаунта в МФЦ (нужен паспорт и ранее указанный на сайте телефон);

- на регистрационном экране в системе выберите соответствующий вариант;

- введите данные для входа, мобильный и код из sms;

- выберите нужный регион, проверьте ИНН и кликните по кнопке «Подтверждаю».

№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:

- войдите в кабинет, применив подтвержденную запись на Госуслугах;

или получите реквизиты для входа у налогового инспектора;

- укажите мобильный, пароль из sms;

- выберите регион, -подтвердите факт регистрации.

Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.

При наличии подтвержденного аккаунта на веб-сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту. В любом случае это удобнее, чем обращаться в службу или МФЦ.

На ПК в браузере.

Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в ЛК плательщика налогов. Для входа понадобятся те же данные, которые запрашивает приложение (логин/пароль или учетка с Госуслуг).

Схема аналогичная:

- войдите через браузер (логин = ИНН);

- вбейте пароль и кликните «Зарегистрироваться»;

- согласитесь на обработку запрашиваемой информации;

- нажмите «Далее» и подтвердите.

На этом оформление для физлиц завершается. Паспорт, фото не нужны. Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать на протяжении месяца.

Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.

В уполномоченном банке

Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».

Что нужно сделать для получения статуса:

- зайти в онлайн-приложение банка;

- найти пункт «Свое дело» в разделе с каталогом;

- указать карту для регистрации (лучше выпустить для этого отдельную, оптимально – цифровую);

- прописать реальный телефонный номер (на него пришлют регистрационные данные, позже сюда будут отправляться фискальные документы);

- поставить отметку напротив региона, где планируется ведение деятельности;

- определить конкретную сферу, выбрав из предложенных вариантов в списке – консультирование, маркетинг/реклама, косметолог и так далее (можно выбрать 3-5 направлений);

- ознакомиться с условиями подключения и нажать на кнопку «Продолжить»;

- дождаться ответа из налоговой, который приходит в течение нескольких минут;

- ожидать уведомление банка, информирующее о подключении сервиса.

В целом процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.

После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.

При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.

Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. К примеру, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.

Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.

Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.

В нем присутствуют:

- «Альфа-Банк»;

- «Киви»;

- «КУБ»;

- «ВТБ»;

- «МТС-Банк»;

- «Тинькофф» и прочие.

В налоговой

Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.

В нем указывают:

- ИНН, код органа;

- персональные данные:

ФИО/пол/дата рождения;

- вид/сфера деятельности;

- паспортную информацию;

- адрес проживания;

- дату/подпись.

Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.

Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекциКак подтвердить получение статуса

Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.

Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:

- Поставить отметку на копии предварительно составленного уведомления в инспекции.

- Сгенерировать регистрационную справку в сервисе «Мой налог». Она приравнивается к обычным бумажным документам, которые выдают налоговые органы.

Нюансы расчета налога

Размер ставки определяется тем, кто рассчитывается с самозанятым:

1. Если физлицо, нужно уплатить 4% от суммы дохода.

2. При сотрудничестве организациями/ИП – 6%.

Учет и контроль начислений, а также предварительные расчеты выполняются в программе. Все процессы полностью автоматизированы.

Что необходимо от пользователя:

- формировать чеки по каждой транзакции в программе;

- указывать плательщика, сумму перечисления;

- отправлять клиенту электронный/бумажный чек;

- отслеживать информацию о предварительных расчетах в режиме онлайн;

- фиксировать рассчитанную сумму до 12-го числа каждого месяца;

- уплачивать начисленную сумму удобным способом за предыдущий месяц до 25-числа текущего.

Чеки в программе формируются автоматически при добавлении новой транзакции. При этом нужно прописывать наименование и стоимость товара/услуги. Во время проведения расчетов с ИП и юрлицами желательно указывать их ИНН. Чек клиенту передается в руки, на email или телефон. Также можно предоставлять QR-код на мобильном.

Главное – отражать получаемые средства непосредственно после расчета. Отложить можно только переводы на счет и посредством агентов. Но они должны быть обязательно отражены до 9-го числа следующего месяца. Если приложение не работает, данные вносятся через веб-кабинет.

Квитанция на оплату формируется налоговой службой автоматически, после чего сразу же появляется в программе.

Доступные способы оплаты:

картой прямо в сервисе «Мой налог»;

по реквизитам через платежную систему;

в банковском приложении, на кассе, в банкомате или на терминале;

на Госуслугах;

поручением банку;

через ОЭП, разрешенных ФНС – «Яндекс.Такси», «Достависта», «Сити-Мобил» и другие.

Сумму меньше 100 рублей переносят на следующий расчетный период.

Заключение

Спецрежим для самозанятых предусматривает максимально простые условия. Процесс регистрации по большей части уведомительный, требует минимум документов и времени. Пройти его и узаконить доходы может любой желающий. Разумеется, если его работа подходит для этого режима. Самый быстрый и удобный вариант – оформление в приложении или в онлайн-

Понравилась публикация?
29 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Путин рассказал, что тайно ездит по Москве без мигалок и кортежа. И пообещал разобраться с доставщиками на «металлических изделиях»

Правила дорожного движения для транспортно-колёсных средств существуют только на проезжей части, где им положено передвигаться, зато на тротуарах, «металлические изделия» с электро-приводом могут делать всё,...
02:27
Поделитесь этим видео

Операция «Романтика»

Сейчас очень много должников, и приставам порой приходится идти на разные ухищрения, чтобы ...

От чего у молодых девушек нет желания следить за своей внешностью? Случай из жизни.

Смотря на современную молодёжь невольно возникает вопрос: Совсем недавно в суде встретила молодую девушку-юриста, которую ранее никогда не видела, но видела на одном сайте под интересной AI-аватаркой.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы