Фото на надгробиях: почему только у нас есть такой обычай?

Любой, кто бывал за границей, подтвердит: на кладбищах там скромные, однообразные надгробия. А главное, без фотографий. Откуда же традиция посмертных изображений в России?
Против религии
В массовом порядке фотографии на кладбищах стали появляться в 20-30-х годах как замена православной символики. В это время насаждался атеизм, рушились церкви и колокольни, большевистская власть строила новое общество – без религиозных обрядов.
Что из этого вышло?
Новое – скажем, фото усопших на могилах и памятниках – прижилось, но и кресты остались. Лишь после войны, когда хоронили военнослужащих, милиционеров, деятелей партии, кресты меняли на звезды.Так что кладбище сегодня – отражение истории. На нем и старые надгробия, и коммунистически-патриотические… Но больше всего с крестом и в то же время с фотографией

С «лейкой» везде
Если прогуляться каким-нибудь старинным кладбищем большого города, можно обнаружить могилы с фотографиями, которым больше 100 лет. Так что «виновата» не одна идеология, но и прогресс, появление фотосалонов.
Позже, в СССР, фотоискусству уделяли повышенное внимание. Уже в 29-ом году в продажу поступили первые советские фотоаппараты. Многие из них были адресованы студентам, школьникам и стоили недорого. А когда появились аппараты-полуавтоматы, фотография и вовсе стала самым популярных хобби.
Неудивительно, что фотолюбители делали снимки везде, где это разрешалось. Так возникла странная, на первый взгляд, традиция 60-70-ых годов фиксировать на фотопленку похороны: покойника, лежащего в гробу, плачущих близких, моменты прощания…
Ну а керамические овалы с портретами усопших стали атрибутом каждого погоста.

Кладбища портретов
В бурные 90-ые обычай достиг новых высот. Общество как раз делилось на слои, и, чтобы подчеркнуть принадлежность усопшего к влиятельному кругу, на памятники стали наносить огромные портреты гравировкой, делать бюсты и скульптуры порой в полный рост.

Сегодня Церковь уважаема, как раньше, но фотографии на кладбищах остались. Что же думают священники?
Они не против этой практики. Хотя и отмечают, что подобной нет ни в католичестве, ни в иудаизме, ни в буддизме, ни, тем паче, в исламе.
Единственное, чего нельзя, отмечают церковники, это украшать надгробия коллективными фотоснимками. И молиться подобает не на фото, а на крест.