Я помню этот матч, будто он сыгран вчера: Анатолий Карпов о достоверности фильма «Чемпион мира»
Судя по кассовым сборам, в лидерах проката на новогодних каникулах — отечественная премьера «Чемпион мира». Зрелищный фильм о самом драматичном и легендарном шахматном поединке в истории, который запомнился также своей продолжительностью: длился больше трех месяцев. Эта история даже сейчас, спустя 44 года вызывает эмоции. За шахматную корону боролись советский 27-летний шахматист Анатолий Карпов и 47-летний — Виктор Корчной, который эмигрировал в Швейцарию. Противостояние спортсменов — на фоне противостояния СССР и стран Запада. Режиссером «Чемпиона мира» стал Алексей Сидоров, за производство отвечала студия «ТриТэ». И как показывают отзывы тех, кто уже посмотрел эту картину, остаться равнодушным после сеанса просто невозможно. ФАН удалось пообщаться с прославленным шахматистом, 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым и выяснить, что он думает об этом фильме.
— Анатолий Евгеньевич, Вам понравился фильм «Чемпион мира»?
— У нас в истории Советского Союза и России было три художественных фильма о шахматах. Шахматные сюжеты проходили, а вот конкретно фильма о шахматах — их было три. Это «Гроссмейстер», потом «Белый снег России», снятый 40 лет назад. И вот — «Чемпион мира». Автором фильма «Белый снег России» был замечательный и известный гроссмейстер Котов Александр Александрович. И это был фильм о чемпионе мира Алехине. Фильм «Гроссмейстер», понятно, что само название говорит за себя. Но что интересно — там тренера гроссмейстера играл сам Корчной. На удивление он согласился быть в роли тренера. Именно не гроссмейстера, а тренера. И этот фильм «Чемпион мира» — достаточно правдивый. Не все истории, конечно, которые показаны, случились в этом матче, но практически все истории имели место быть в шахматной жизни. И большей частью, естественно, в моей жизни. Так что фильм «Чемпион мира» — очень близок к конкретике. Все зависит, конечно, от зрителей. Ведь шахматы показывать непросто, поскольку все-таки это переживания внутри, а их нужно показать зрителям, что такое шахматы и суметь представить внутренний мир шахматиста и донести его до зрителя. Вот это очень сложная задача, которую, как мне кажется, актерам в фильме «Чемпион мира» удалось выполнить. Замечательный коллектив артистов, и режиссер замечательный, как-то все сложилось.
— Правда, что авторы фильма не только попросили у Вас разрешение на показ вашей истории, но и пригласили Вас в качестве консультанта?
— Знаете, для меня вообще было приятным сюрпризом, что сама идея фильма получила поддержку и первый приз на конкурсе сценариев года, который проводило министерство культуры. И я узнал об этой идее, только когда уже получили приз. После этого с авторами фильма и с творческой группой мы связывались, и, естественно, они попросили у меня разрешение использовать мое имя. Фильм о шахматах, не обо мне, и меня могло там не быть. И если бы я сказал нет, то Карпова бы не было, и был бы кто-то с близкой фамилией. Но я посмотрел сценарий, мы много работали, и, да, я являюсь консультантом фильма. В основном фактуру, которая в фильме используется, получили от меня. Пока, слава богу, память не подводит, и я помню этот матч и детали его, как будто он был сыгран вчера, а не 44 года назад.
— Вам понравилось, как сыграл Иван Янковский: похож ли он на Вас тогда в 1978 году, и смог ли актер передать точно Ваш внутренний мир?
— Что касается Ивана, то вообще мир очень тесен. Я был в очень добрых отношениях с его дедом — Олегом Янковским. И мне приятно, что меня играет внук великого актера и моего, можно сказать, друга — Олега Янковского. Иван меня немного посуше сыграл, чем я по жизни. Но и кто-то говорит, что у меня, наверное, все эмоции сидели внутри, но многое выходило через глаза, через мой взгляд. А то, как это отразил Иван, — это на суд зрителей. Пусть они оценивают.
— А Константин Хабенский, на Ваш взгляд, достоверно сыграл вашего соперника — гроссмейстера Виктора Корчного?
— Абсолютное попадание. Особенно, когда надели на Хабенского черные очки, то он стал похож и внешне на Корчного. Я хочу отметить, что все артисты в фильме прекрасно исполнили роли. И обратите внимание, какой в фильме состав актерский замечательный, и игра их отличная. У меня нет ни одного повода кого-то из них критиковать.
— После просмотра «Чемпиона мира» зрители стали детально изучать информацию о Вас. Ожидали ли Вы такую реакцию?
— Честно говоря, для меня реакция несколько неожиданная. Потому что, мне думается, что главная линия, которая проходит — это время наших побед, побед нашей страны. И я надеюсь, что мы еще вернемся к такому состоянию.
—Фильм получился очень эмоциональным, и многие зрители говорят, что плакали в зале. А как Вы смотрели эту картину, и удивляет ли Вас столь эмоциональная реакция зрителей?
— Интересно, что так люди воспринимают. Но мне сложно судить, потому что это ведь часть моей жизни. Да и в работе над фильмом я принимал участие. Но то, что зрители так реагируют — это для меня на самом деле очень важно, что люди сопереживают. Потому что просто прийти на фильм, чтоб развлечься, это, наверное… Возможно, кому-то хочется ни о чем не думать, и он тогда идет смотрит какую-нибудь «легковушку», так скажем. А если, вот, человек приходит и вживается, и сопереживает, то это и есть главное достижение режиссера и авторов и, конечно, актеров.
— Линия отношений с Вашим отцом, которого в фильме сыграл Федор Добронравов, тоже заставляет зрителей плакать. И в финале фильма не показано, удалось Вам встретиться с ним после возвращения в страну. Поэтому скажите, как было на самом деле?
— Во время матча у папы действительно пошло развитие болезни непрогнозируемое. Но он еще имел возможность приехать в Москву и встретить меня, и мы потом вместе поехали в Петербург. Мы успели побыть с отцом вместе. Он умер через несколько месяцев после окончания мачта.
— Дети, выходя из кинозала, говорят, что хотят заниматься шахматами. Подобные заявления звучат из уст взрослых людей, которые тоже хотят развиваться в этой игре. Вы прогнозировали, что после выхода на экраны «Чемпиона мира» в стране появится повышенный интерес к шахматам?
— Не предполагал, но считаю, что это прекрасная реакция. Мы рады, что фильм таким образом настраивает молодежь. Вообще, это проблема нашего времени, что все увлечения и система образования сегодня настроены не на то, чтобы развить мышление, логику, научить человека думать, а настроены на зубрежку и какие-то механические действия, включая компьютерные игры. А шахматы, конечно, развивают логическое мышление, тренируют или развивают память. Я-то вообще считаю, что задача образования, в том числе и высшего — научить человека правильно мыслить и решать поставленные задачи. Естественно, нужен уровень знаний для того, чтобы решать правильно задачи. Но и главное — это научить человека мыслить. И вот, что мы через шахматы можем это делать — это замечательно. И замечательно, что молодые люди с помощью этого фильма могут развернуться и научиться тому, чему сейчас ни в школе, ни в институте не учат.
Ранее звезда «Чемпиона мира» Константин Хабенский порассуждал о влиянии парапсихологов на людей. Хабенский допустил, что нахождение парапсихологов в зале во время игры могло повлиять на шахматистов. Он объяснил это высоким уровнем напряжения.
Источник: https://riafan.ru/1585241-ya-pomnyu-etot-match-budto-on-sygran-vchera-anatolii-karpov-o-dostovernosti-filma-chempion-mira


Фото с сайта https://riafan.ru/1585241-ya-pomnyu-etot-match-budto-on-sygran-vchera-anatolii-karpov-o-dostovernosti-filma-chempion-mira
Понравился Вам фильм "Чемпион мира" ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Шахматы – великая настолка СССР: моду задал Ленин, а играли даже в космосе и во время войны
Шахматы появились на Руси больше 1100-1200 лет назад, но до середины XVI века были под жестким преследованием церкви – их считали бесовскими игрищами, приравнивали к пьянству и азартным играм.
За шахматы угрожали отлучением от церкви в кормчей книге от 1262 года. Официально запрет так и не отменили, но уже при Иване Грозном в шахматы играли вполне легально (по одной из версий, царь умер, расставляя фигуры на доске); а позже Петр Первый стал главным амбассадором игры в России.
Моду на шахматы в Советском союзе задал Владимир Ленин – игра была важной частью его жизни, одним из любимых увлечений.
Знаменитое фото: Ленин за партией с давним политическим противником Александром Богдановым – они в гостях у Максима Горького (писатель, тоже обожавший шахматы, наблюдает).
«Пришли мне одну из наших партий шахмат: оказалось, что в Минусинске есть партнеры среди товарищей, и я однажды с большим удовольствием вспомнил старинку. Напрасно я думал, что Восточная Сибирь – такая дикая страна, в которой шахматы не могут понадобиться», – писал Ленин Надежде Крупской, находясь в ссылке.
После революции Советская власть искала способы сделать шахматы максимально популярными – в 1924-м появилась Всесоюзная шахматная секция (аналог современной Федерации), через год в Москве провели супертурнир с участием Хосе Рауля Капабланки, Эмануила Ласкера и других мировых звезд. Сработало.
В 30-е шахматные кружки появлялись во Дворцах пионеров – учреждениях дополнительного образования, куда школьники приходили с уроков. После войны популярность массовых шахмат только росла: важным поводом стал титул чемпиона мира, завоеванный в 1948 году Михаилом Ботвинником – первый в истории СССР.
Статья и фото с сайта www.sports.ru
Рекомендую прочитать полностью статью и посмотреть фотографии .
Фотографии из открытых источников сети Интернет