Дефицит высококвалифицированных низкооплачиваемых специалистов. Никто не хочет работать?. Часть 2.
Для этого, как известно, значительная часть производств была перенесена из западного мира в регионы с низкой оплаты труда. В мировую экономик
в роли промышленных рабочих влились с полтора миллиарда вчерашних крестьян. В результате чего показатель капитала вооруженности промышленности в мире упал на 60 процентов. Рост конкуренции на
глобальном рынке рабочей силы привел к падению цен. И вот теперь уже никогда спокойная сытая жизнь рабочих богатых
стран, оборачивается для них усилением эксплуатации, падением зарплат и эскалации социальных конфликтов. Чтобы поддержать прежний уровень потребления, на фоне стагнирующих доходов, люди надели на себя кредитное ярмо, что выражается в росте долговой нагрузки на домохозяйства. В то же время интерес бизнеса к инновациям снизился. Рост инвестиций в основной капитал, то есть закупку станков оборудование и зданий, стал стагнировать. И действительно, зачем наращивать капитальные расходы, внедрять новые
технологии, рисковать замещая ручной труд машинным, когда это самая рабочая сила стоит дешево. Скорее инвестиции будут направляться в такие технологии, которые позволяют еще жестче подчинить наемного работника интересам капитала. И вот мы видим что развитие средств коммуникации, вычислительной техники, интернета, часто не служат делу социального прогресса, а возвращают нас к производственным отношениям самого дикого капитализма. Примером тут служит работа агрегаторов, так на первый взгляд современный самозанятый таксист подключенных системе яндекса, является индивидуальным
предпринимателем. Однако на деле его положение не отличается от традиционных
отношений наемного труда. Если
классический капиталист отчуждает прибавочную стоимость снижая зарплату, то есть выдавая работнику на руки меньше эквивалент стоимости, чем он создал в течение рабочего дня. Яндекс в свою очередь взимает комиссию, которую вычитает из стоимости заказа. При этом во втором случае таксист не связан трудовыми отношениями с
работодателем которые ему по сути ничего не должен. Отпуск, больничный, производственная травма, все эти проблемы наш предприниматель должен решать сам. Даже занятость ему не гарантирована. Агрегатор может легко отключить водителя от системы, считай уволить не обременяя себя выплатами выходного пособия. Проще говоря положение такого бизнесмена мало отличается от участи портового рабочего 19 века, жизнь которого целиком
зависел от воли господина с тугим кошельком. Впрочем если рабочий класс организован, то он может найти выход из такой казалось бы беспросветной ситуации. Массовые протесты таксистов против диктатуры агрегаторов им дали свои плоды.
В феврале 21 года лондонский суд признал отношения Ubera и водителей такси, как трудовые, обязав компанию выплачивать работникам минимальную зарплату. Но вернемся к дефициту рабочей силы. Кроме оттока мигрантов у этой проблемы есть и иные причины, которые также отражают глубокие социальные противоречия накопившейся в современной экономике. Так boston consulting утверждают, что в пандемию рынок труда США активно покидали специалисты возрасте 30-35 лет. Часть из них была вынуждена бросить работу, чтобы заботиться о детях или родителях. Поскольку во время кризиса многие государственные социальные институты перестали работать, снизилась доступность
детского сада, сиделки дома престарелых. Там кстати тоже активно использовался труд мигрантов. Из-за этого многие работавшие до пандемии матери по всему миру переквалифицировались в домохозяек.
Британская аудиторская фирма дает свое видение происходящему на глобальном
рынке труда. Аналитики объясняют дефицит рабочих рук тем что повышенный риск заразиться ковидом, сделал некоторые виды работ более рискованными. При этом повышенный риск работникам никак не компенсируется. Опрос американцев показал что в июне 21 года более трех миллионов человек сидели на пособие по безработице, только из-за страха заразиться или заразить пожилых родственников и тех кто по каким-то причинам не может вакцинироваться. Часть работников посчитала что в условиях пандемии работать по старым условием невозможно и временно ушла с рынка труда, ожидая роста зарплат или реорганизации рабочего процесса. Утверждается что вопреки ожиданиям распространение удаленной работы, сама по себе не сделала занятость более комфортной. 41 процент опрошенных
работников заявили об ухудшении самочувствия за последний год и только
23 процента заявили об улучшениях. Ситуация в мировой экономике дает обществу недвусмысленный сигнал. Пандемия и другие факторы ударившие по рынку труда, являются скорее катализатором чем истинные причины.
Сложившейся проблемы, которые лежат значительно глубже пандемии, показали
капитализму не способен дать отпор внешним вызовам. Там где вместо коллективизма, сотрудничества и
планомерности, работа строится на индивидуализме, конкуренции и частном стремление к максимизации прибыли. На
протяжении десятилетий бизнес экономил на инвестициях в промышленность, инфраструктуру, образовании и
профессиональную подготовку.
Отказывался повышать зарплату для привлечения новых работников в жизненно важные отрасли. Вместо этого он ограничил рост зарплат, ради повышения текущей прибыли. Во многих секторах инвесторы полагались на дешевую рабочую силу, сверх эксплуатацию мигрантов. Уничтожали
профсоюзы, добивались снижение налогов на бизнес.
Но как только приток этого, казалось бы бесконечного топлива прекратился, вечный двигатель капитализма сразу начал троить. Когда экономика открылась вновь, а спрос взлетел после многомесячного застоя, многие компании оказались к этому просто не готовы. Они
либо обанкротились, либо обнаружили что их работники переутомились, выгорели и не имеют больше силы вкалывать за гроши. И вот собственно главный вопрос, что же мешает рынку рабочей силы быстро прийти к состоянию равновесия.?
Экономический либерализм учит нас, что невидимая рука рыночного саморегулирования позволяет быстро преодолевать накопленные противоречия. Не хватает рабочей силы, так повышайте зарплату до тех пор пока она не выманит
из дома самых пугливых и ленивых работников. И зарплаты действительно растут, бюро трудовой статистики США
показывает что средняя почасовая заработная плата всех работников частного секторов страны выросло в сентябре до 30 долларов 85 центов. Водителям грузовиков Великобритании
стали предлагать 60000 фунтов стерлингов и так же бонусы за выход на работу. Но чаша терпения переполнена. Даже такая прибавка оказывается недостаточной, чтобы вновь заманить людей в наемное рабство. Бизнес рассчитывают переложить эти расходы на плечи потребителей через повышение цен на товары, однако так это не работает. Всплеск инфляции на фоне нехватки рабочей силы грозит обернуться главным ночным кошмаром рыночной
экономики. Проблема стагфляции, где рост цен сопровождается стагнацией производства, а значит кризис может принять затяжной характер и растянуться на много лет, как это уже случалось однажды в истории капитализма. Политика достижения краткосрочных выгод, оказалось обоюдоострым оружием, которое сегодня опускается на головы его вчерашнему меченосцу.
