Миллиардер Денис Свердлов – конкурент Тесла или Остап Бендер нашего времени?
Чаще всего на основании различных новостей мне удается сформировать довольно конкретное мнение о человеке, но, почему-то не в этот раз. Давно интересуюсь этой персоной, но до сих пор не могу толком понять, у него настолько плохие пиарщики или он сам настолько темная лошадка.

Денис Свердлов, КоммерсанЪ
Недавно стартап Arrival, у которого UPS уже заказала 10 000 грузовых фургонов (и пока не получила), представил свой первый обычный легковой электромобиль. Основным акционером компании является бывший глава Yota Денис Свердлов.
Свердлов заявлял, что строит новую волну автопрома, что его заводы будут работать по системе MacDonald’s. Однако пока большого прогресса в воплощении планов не видно, хотя компания вышла на IPO и получает заказы. Кроме того, прошлым летом российский Forbes поставил Свердлова на первую строчку рейтинга импакт-инвесторов. Имя этого миллиардера в России не на слуху, так кто же он такой и как пришел к успеху?
Путь к невероятным бизнес-высотам у Свердлова начался в 2007 году, когда он вместе с Сергеем Адоньевым основали компанию "Скартел", которую все мы знаем как Yota. Их идея была активно поддержана тогда государственной компанией "Ростехнологии", которую возглавлял Сергей Чемезов. В обмен на 25% акций Yota он пообещал вложить в компанию $1,3 млрд.
В 2011-2012 годах "Скартел" начал развивать сети LTE. И тут произошло удивительное: компании в обход действующего законодательства и при отсутствии необходимых для получения лицензии технологий выдали лицензию разрешение на использование любых технологий в определенном диапазоне частот. В результате Yota получила 20 МГц в дефицитном диапазоне LTE и стала самым привлекательным активом для всех сотовых операторов России: "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" - все хотели его получить.
Затем Свердлов познакомился с Дмитрием Медведевым, презентовав ему «уникальную разработку», российский смартфон YotaPhone.
Вскоре после этого бизнесмен был назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В это время на российском рынке связи произошла грандиозная сделка: "МегаФон" приобрел частоты "Скартела" за $1,2 млрд, из которых половина пошла на погашение долгов, а остальное - акционерам "Скартела".
На этой должности он пробыл чуть больше года, добровольно от нее отказавшись, после чего покинул Россию под предлогом воссоединения с семьей. К тому времени вступил в силу закон, запрещающий чиновникам и их семьям владеть собственностью за рубежом. Таким имуществом обладала жена Свердлова.
Газета Life выяснила, что у Дениса Свердлова были и остаются активы за рубежом. С 2009 года владеет бизнесом в Чехии. Его компания, Modul Investment, занимается арендой недвижимости и продажей потребительских товаров в Праге. От его имени бизнесом управляет местный предприниматель.
В 2015 году Денис Свердлов основал Kinetik, венчурный фонд с капиталом 500 миллионов долларов, расположенный в Люксембурге, который инвестирует в инновационные компании. Большинство инвестиционных проектов фонда - британские стартапы: Charge, разрабатывающая гибридные электрические грузовики; Tatakoto, создающая устройства для мониторинга состояния здоровья; Roborace, проект гоночных беспилотников.
Через свой фонд Денис Свердлов успешно инвестировал в технологии электромобилей, что привело к созданию Arrival, стартапа, ключевой разработкой которого является предоставление платформы для модульной сборки автомобилей будущего, которые могут быть быстро развернуты в любой точке мира по требованию.
Когда Arrival вышел на IPO, Денис Свердлов поднялся на 17-е место в рейтинге самых богатых россиян по версии Forbes. Бизнесмен прогнозирует, что вскоре его стартап принесет инвесторам сотни миллионов долларов. Ожидается, что первая выручка составит около 1,2 миллиарда долларов - сумма, гарантированная международной логистической компанией UPS в рамках контракта с Arrival на поставку 10 000 электрических фургонов на рынок США. Но не все так радужно: в нижней части этого контракта есть сноска, что он может быть изменен или даже аннулирован.
У финансовых аналитиков уже есть много вопросов к компании Arrival. Например, стартап самодовольно обещает доход в 14 миллиардов долларов к 2024 году, но создал лишь несколько рабочих прототипов. Эксперты также озадачены методами Свердлова по выводу компании на IPO – он просто приобрел компанию, уже зарегистрированную на бирже Nasdaq, избежав таким образом проверки своей отчетности.
И вот, на волне новостей об IPO, российский Forbes мало того, что включает Свердлова в список богатейших бизнесменов России (хотя его бизнес уже давно сосредоточен за рубежом), но и помещает его на первую строчку своего нового рейтинга «импакт-инвесторов» - акционеров компаний, которые меняют мир в лучшую сторону, заботятся об окружающей среде, вкладываются в благотворительность. Вот этого до сих пор не понимаю. Да, его старт-ап собирается выпускать электрокары, но нигде не разглашается сумма, вложенная в него самим Свердловым, а также не встречались публикации, в которых описывались бы благотворительные или социальные инициативы бизнесмена. Человек-загадка.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты