Провизия и питание немецких подводников во время Второй Мировой Войны
В этой статье речь пойдет о том, как питались немецкие "подводники" в годы Второй Мировой войны.
После установления в Европе гегемонии Германии продукты на базы подлодок поставлялись из Франции, Дании, Португалии, Испании, Италии и т.д. В поход лодки брали свежее и варёное мясо, свежие овощи и фрукты, сыр, мёд, шоколад, копчёные колбасные изделия, соки, различные консервы и многое другое. Но была одна очень большая проблема - свежие продукты быстро портились, так как былая очень сильная влажность и почти отсутствовала вентиляция. Выход был в такой ситуации один - питаться консервами, также питание "подводников" ухудшалось с длительными походами.

Были на борту у немцев холодильные камеры и провизионки. Так как длительность походов иногда увеличивалась "на ходу", то приходилось снабжаться с "судов-снабженцев", либо заходили в порты Испании и там пополняли запасы. Через некоторое время появились транспортные лодки XIV серии - "дойные коровы". Но проблему все равно не смогли решить полностью, провизия также портилась и пропитывалась разными запахами.
Также вели расчет запаса пищи для экипажа. Роль в данной деятельности играли кок и штурман. Кок был на лодке человеком с особым статусом. Он должен был не только хорошо готовить, но и обладать талантом ресторатора, чтобы составлять меню на каждый день плавания. Исходя из приблизительной продолжительности похода делался расчёт количества и ассортимента продуктов, которые получались на складе штурманом. После этого провизия грузилась на лодку под контролем штурмана и инженер-механика в места, которые наиболее подходили для хранения. Размещение продуктов на лодке всегда соответствовало трём основным правилам:
- Продукты питания должны были быть зафиксированы и не падать на пол при маневрировании лодки.
- Продукты должны были располагаться равномерно по лодке, чтобы не было дисбаланса, а также взвешивались ежедневно, чтобы инженер-механик мог компенсировать их вес балластом.
- Люки и вентили должны были быть в свободном доступе.
Хранили питание в носовом, кормовом и электромоторном отсеках. В дизельном отсеке хранение было невозможным из-за запаха, так как все продукты бы пропитались соляркой.
Ниже представлен запас провизии на лодке типа IXC при экипаже в 55 человек с расчётом его питания на 12-недельный срок. На лодку грузилось продовольствие и напитки весом более 12 тонн (12 583 кг), в том числе:
- свежее и варёное мясо – 224 кг
- колбасные изделия – 108 кг
- мясные консервы – 2180 кг
- рыбные консервы – 150 кг
- свежий картофель – 1750 кг
- другие овощи – 1555 кг
- лимоны – 416 кг
- свежие фрукты – 300 кг
- свежие яйца – 270 кг
- сливочное масло – 50 кг
- сыр – 50 кг + 65 кг (твёрдый и плавленый)
- кофе – 60 кг
- чай – 3 кг
- молоко – 784 кг
- свежий хлеб – 456 кг
- консервированный хлеб – 660 кг
В списке выше присутствует и свежий хлеб и консервированный. Так как были проблемы со свежим хлебом, то на помощь приходил консервированный хлеб, но качество было не очень хорошим. Он хранился в герметично упакованных цилиндрических банках. В первую очередь съедался свежий хлеб, а затем уже консервированный. Также на борту каждой лодки имелось тесто массой 300 килограмм, видимо для выпечки.