Эксперты дали советы, как не поддаться всеобщей истерии в кризис
Во время кризисных ситуаций людей одолевает паника: по новостям говорят о скором дефиците некоторых видов товаров из-за санкций и проблем с поставками, на работе грозит сокращение, цены на продукты растут быстрее заработной платы. Что делать, а от чего стоит себя уберечь, рассказывают эксперты.
Кризис в цифрах
В первую волну коронавируса в марте-апреле 2020 года, люди по всему миру активно скупали гречку и туалетную бумагу. Из-за искусственного ажиотажа на товары «панического спроса», такие как крупа, сахар и картофель, за месяц с февраля по март стоимость продукции поднялась на 8,7%, свидетельствуют данные Росстата. Но в подобных ситуациях население опустошает не только продуктовые полки.
Вспомним валютный кризис накануне 2015 года. В декабре 2014 года в первые дни после повышения ключевой ставки с 10,5 до 17% и скачка евро до 100 рублей, резко выросла продажа техники: «М.Видео» увеличил выручку на 52% по сравнению с предыдущим годом, «Связной» – на 25%, а «Юлмарт» – на 20%. Об этом говорят данные «Российской газеты». Чаще всего люди за наличные скупали телевизоры, ноутбуки и iPhone, кто-то с целью продать потом втридорога, кто-то покупал впрок для личных целей.
В первую волну коронавируса в марте-апреле 2020 года, люди по всему миру активно скупали гречку и туалетную бумагу. Из-за искусственного ажиотажа на товары «панического спроса», такие как крупа, сахар и картофель, за месяц с февраля по март стоимость продукции поднялась на 8,7%, свидетельствуют данные Росстата. Но в подобных ситуациях население опустошает не только продуктовые полки.
Вспомним валютный кризис накануне 2015 года. В декабре 2014 года в первые дни после повышения ключевой ставки с 10,5 до 17% и скачка евро до 100 рублей, резко выросла продажа техники: «М.Видео» увеличил выручку на 52% по сравнению с предыдущим годом, «Связной» – на 25%, а «Юлмарт» – на 20%. Об этом говорят данные «Российской газеты». Чаще всего люди за наличные скупали телевизоры, ноутбуки и iPhone, кто-то с целью продать потом втридорога, кто-то покупал впрок для личных целей.

Не повторяем чужих ошибок
Помимо сложившейся экономической ситуации: потери работы, сокращения зарплаты, повышения цен на продукты, - на нас также оказывают влияние новости, слухи и сплетни, а главное – состояние неопределенности, уверен генеральный директор компании «Эксперты бизнес-планирования» Николай Журавлев.
«Я знаю случай, когда владелец финансовой компании среднего размера, имевший более 15 лет успешной работы на фондовом рынке, в период обрушения акций в кризис 2009 года поддался панике и начал распродавать активы, чтобы погасить долги перед клиентами, средствами которых он управлял. Ликвидировав все активы, он погасил долги и с чистой совестью пошел на биржу труда».
По мнению эксперта, если бы этот человек взял паузу и обратился к своему опыту, то смог вспомнить, что после резкого провала всегда бывает коррекция и акции растут, что позже и произошло. Меньше чем за год стоимость акций вернулась на прежний уровень. В острый момент нужно было не поддаваться панике, проявить твердость и не устраивать распродажу в момент падения рынка. Экономика циклична, за спадом всегда следует подъем.
Настраиваемся психологически
Как не поддаваться стрессу в обычное время, рассказывает Сергей Толкачев, заведующий кафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финансового университета при правительстве РФ:
«Нагнетание информационной напряженности в СМИ – бич нашего времени. Отсюда общий простой совет – минимизировать время на просмотр, прослушивание, чтение новостей и всевозможных «аналитических» программ. Ажиотаж и истерика возникают по причине обилия информационного шума и отсутствия времени на элементарное осмысление потока новостей».
По этой причине, эксперт советует выработать индивидуальную стратегию поведения в современной медиа-среде. Например, если в детстве вы любили животных или приключения, то переключитесь на программы о путешествиях, заменив ими просмотр политических ток-шоу. Полноценное погружение в иную информационную среду убережет от бессмысленных переживаний.
Что делать если кризис уже наступил?
Если в стране начался настоящий кризис, с резким взлетом цен и увеличением безработицы, Сергей Толкачев предлагает придерживаться следующих правил:
1. Нельзя поддаваться на «заманчивые» предложения из финансового сектора, такие как: «вложите в наши высокодоходные опционы», «возьмите кредит по беспрецедентно низкой ставке». В период кризиса финансовое мошенничество процветает. Вспомните, печальный опыт финансовых пирамид МММ, игравших на желании граждан разбогатеть.
2. Рационализируйте свои расходы, откажитесь от ненужных трат. Составьте финансовый план и распишите все доходы, траты и накопления. Постарайтесь диверсифицировать источники средств.
3. Восстанавливайте и наращивайте общение с друзьями и коллегами. Совместное обсуждение и обмен опытом в условиях тяжелых ситуаций – это современная потребительская кооперация, форма выживания домохозяйств.
4. Меньше рефлексируйте по поводу ужасных последствий кризиса. Помните пословицу – не так страшен черт как его малюют. Не переживайте, если сегодня не видите выход из ситуации, со временем накопится нужная информация и связи для преодолению трудностей.
Экспертам можно дать только один совет: "Советую вам не советовать."