Подробности про Обь-Енисейский канал, построенный в Сибири в 19 столетии
Центральный персонаж романа Шишкова о реке Нижняя Тунгуска мечтает о строительстве канала, который свяжет реки Сибири. В произведении это преподносится как утопическая версия. А ведь подобная идея появилась в Российской империи в XVIII столетии, а стройку начали в восьмидесятые года позапрошлого столетия.

Сибирская лихорадка
Самый дешевый способ транспортировки грузов – водный путь. Несмотря на то, что по морям и океанам надо проделать намного больше километров, чем по суше, финансовых вложений требуется в разы меньше.
Реки Сибири имеют одну особенность – все они текут с юга на север в вертикальном направлении. Чтобы обеспечить бесперебойный водный путь, необходимо прорыть канал между ближайшими реками. Было решено соединить между собой Обь и Енисей.
Маршрут
Земляные работы даже сегодня при наличии специальной техники процесс сложный и трудоемкий. Естественно, инженеры, разрабатывавшие проект соединения двух рек, выбрали тот участок, где расстояние между Обью и Енисеем было самым маленьким. Фактически прорыть нужно было всего восемь километров, т.к. по пути встречались речки и озера. Необходимо было лишь расширить их и возвести надежные береговые линии.
Сложности
На строительстве было занято около тысячи вольнонаемных рабочих. Самыми большими трудностями была цинга и тучи кровососущей мошкары.
Необходимо было построить несколько шлюзов, т.к. между реками был значительный перепад высот.
По проекту было предусмотрено строительство более двадцати шлюзов. В конечном итоге их было возведено восемь.
Нынешнее состояние
Сегодня канал не эксплуатируется, если не считать туристических поездок. Кстати, водная артерия находится в относительно приличном состоянии – берега не обрушились, вода не заросла бурьяном.
Интересно узнать мнение читателей, имеет ли смысл реконструировать канал и использовать его по назначению. Жду ответов в комментариях.