Зачем Россия создала убийцу Falcon 9

О новой ракете известно не так много, как хотелось бы. Однако именно "Союз-5" в перспективе следующих 10–15 лет может стать главным поставщиком хороших новостей для российской и мировой космонавтики.
В ближайшее время в цехах ракетно-космического центра "Прогресс" (Самара) должно начаться производство новой полутяжёлой ракеты "Союз-5" (она же "Иртыш"). Её проектирование началось взамен производимой на Украине ракеты "Зенит", которую Россия и Незалежная планировали использовать в рамках совместного проекта "Морской старт". Новая ракета может проложить России путь по возврату рынка пусковых услуг в свою орбиту. Тем более что объём мирового космического рынка к 2027 году достигнет астрономической цифры — 32,5 миллиарда долларов. Эти деньги удастся заработать при нескольких условиях, одно из которых — современные технологии. Инженер-конструктор систем вывода полезной нагрузки, бывший научный консультант американской компании Thiokol Антон Пилипенко в беседе с Лайфом пояснил, что крупные заказчики всё пристальнее присматриваются к нише средних (полутяжёлых) ракет.
Это происходит потому, что каждая компания или ведомство подбирает оптимальную конфигурацию запуска. Исходя из этого выстраивается и стоимость. Зачем платить 100 миллионов долларов за пуск, если можно заплатить вдвое меньше? Россия с появлением "Союза-5" получит уникальную ракету, которая закрывает большинство потребностей всех государственных и частных компаний, строящих спутники массой до десяти тонн. Судя по сведениям, которые поступают сейчас, ракета будет значительно надёжнее и экологичнее, поэтому никаких этических проблем с использованием таких технологий не будет, а спрос на них уже есть
Антон Пилипенко
Инженер-конструктор систем вывода полезной нагрузки, бывший научный консультант компании Thiokol
Ракета "Союз-5" — это прорыв или нет?
Рынок пусковых услуг делится на несколько сегментов. Для каждого из них в зависимости от типа выводимой нагрузки строятся определённые ракеты. Сверхтяжёлыми ракетами пока никто в промышленных масштабах не пользуется, а такие ракеты, как российские средние "Союз-2" и тяжёлые Falcon 9, пользуются большим спросом у стран, для которых собственная космическая программа — непозволительная роскошь. В отличие от своего трёхступенчатого собрата новая ракета "Союз-5" будет гораздо технологичнее. Место в разгонном блоке первой ступени займут кислородно-керосиновые двигатели РД-171 МВ. Их в среде ракетчиков называют "роллс-ройсами". Они неприхотливы, надёжны и работают гораздо эффективнее ракетных двигателей предыдущего поколения.
Одним из ключевых отличий от "Союза" у ракет текущего поколения может стать сниженная масса топлива. Чем меньше его потребуется при регулярных запусках, тем больше будет эффективность. И, как следствие, тем больше получится заработать денег. Кстати, о деньгах. "Союз-5" появляется в переломный для российской космонавтики момент. Помимо Федеральной космической программы (включая военную её часть) есть и "внешний" (или коммерческий) космос, на котором Россия может зарабатывать приличные деньги. С появлением на арене Илона Маска и SpaceX значительная часть российских заказов на космические услуги ушла в США. "Союз-5" может предложить потенциальным клиентам нечто большее, то, чего нет у SpaceX, — доступность запуска.
