Александр
Александр Подписчиков: 37
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 249

Что не так с цифровыми госуслугами в России и как это исправить Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/61f3cda09a7947711d74fddd?from=ma

10 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,62 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Об эксперте: Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Государство стремительно переводит услуги для граждан и бизнеса в цифровой формат. В исследовании ООН «Электронное правительство 2020» Россия вошла в группу стран с очень высоким рейтингом электронного участия. Пандемия, самоизоляция и удаленка значительно ускорили внедрение цифровых услуг, и такая динамика сохранится в будущем. Например, в 2022 году функционал портала «Госуслуги» существенно расширится: в него включат ещt более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.

Но не всегда быстро — это хорошо. Техническая возможность оказать услугу в электронном и дистанционном формате вроде бы будет, но не каждый человек сможет получить ее в полной мере — из-за особенностей своего здоровья, возраста, низкой цифровой грамотности, неудобного в использовании сервиса или неразвитой в его районе ИТ-инфраструктуры.

Цифровизация как неоднозначное благо

Важно понимать, что полный отказ от возможности предоставлять услуги в привычных офлайн-форматах грозит дискриминацией некоторых групп населения и ростом цифрового неравенства. В мире уже есть случаи, когда уязвимыми оказываются те, кто, наоборот, нуждается в большем внимании со стороны государства — пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущие, мигранты. Для многих из них «сходить ножками» в МФЦ не просто «надежнее» — это единственно возможная форма получения услуги. Для этих людей «цифра» должна не заменять, а скорее дополнять традиционный формат. До обеспечения стопроцентной доступности и инклюзивности госуслуг в цифровом виде у человека должно быть право выбора, в какой форме решить свой вопрос — дистанционно или очно.

Кроме того, понятно, что в эпоху цифровой экономики госсервисы — это лицо государства. Театр начинается с вешалки, а цифровое государство — с предоставления и получения госуслуг в электронном виде. Усилия государственных учреждений должны быть направлены на удобство получения госуслуг и их доступность для всех, независимо от физических, географических, технических и других ограничений. Ведь риски при цифровизации госсервисов очень велики. Ошибка или сбой в системе могут привести к серьезным последствиям для людей — вплоть до трагических.

Работая над исследованием о доступности государственных услуг, мы столкнулись с по-настоящему пугающим случаем: из выписного эпикриза, прикрепленного к электронной медицинской карте, исчезла запись об обнаруженном онкологическом заболевании и метастазах у пациента. Поскольку эта информация не была получена своевременно, человека лечили от другого. Из-за отсутствия данных об опухоли он страдал от болей и в конечном итоге умер в реанимации. Конечно, не факт, что если бы не было технического сбоя, человека спасли бы, но он по крайней мере провел бы свои последние дни дома с обезболиванием или в хосписе в присутствии близких.

Термин «инклюзивность» (доступность для всех категорий людей) в цифровых сервисах обещает стать ключевой темой 2022 года для госслужащих, ответственных за цифровую трансформацию и предоставление массовых социально-значимых услуг. Как и для команд разработки сервисов в бизнесе, которым повышение инклюзивности в госсекторе тоже нужно учитывать. Тренды в этой области всё больше будет задавать государство, и сигналы уже очевидны. Например, к 1 декабря 2021 года президент поручал Минпросвещения и регионам разработать требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования. На очереди — другие сферы, министерства и ведомства, у которых инклюзивность стоит в числе приоритетов уже на 2022 год. Накануне Нового года вице-премьер Дмитрий Григоренко открыл первые лаборатории для тестирования госуслуг.

Что не так с сервисами

Неудобны для пользователя. Самая очевидная проблема касается usability (удобства для пользователя, в том числе навигации и визуального дизайна). Интерфейс многих нынешних цифровых сервисов, что называется, не user-friendly, интуитивно он не понятен. При разработке таких сервисов во главу угла явно ставятся не потребности пользователей, а технические задания, регламенты и привычки заказчиков — чиновников, оказывающих госуслуги. Они далеко не всегда готовы понять, что главный в цифровом сервисе — это пользователь, а не госслужащий. Разработчики же подстраиваются под заказчиков.

Не к кому обратиться за помощью. При получении госуслуг в электронном формате чувствуется недостаток клиентской поддержки и должного сопровождения. Если обратная связь есть, то вы вынуждены иметь дело либо с чат-ботами, либо с автоответчиками, либо с операторами, которые общаются строго по скрипту и не могут от него отклониться. А ответы на письменные вопросы сводятся к ссылке на нормативный акт, в котором конкретные жизненные ситуации пользователей не прописаны. Кроме того, как правило, предлагается только один путь получения услуги и только один вид обратной связи: позвонить, написать сообщение, использовать чат-бот, принести документы лично. В идеале же каждый сервис должен быть омниканальным — иметь несколько равноценных каналов, объединенных в единую систему.

Тексты на многих сайтах сложны для восприятия. Они содержат много канцеляризмов и аббревиатур и больше напоминают официальные государственные документы. Часто информация излагается непоследовательно и неструктурированно. Да и эмоциональная окраска сообщений на большинстве сервисов — командно-административная, а вежливых по отношению к пользователям формулировок очень не хватает. Комментарии, пояснения, толкования тоже в дефиците. Как это исправить? Говорить на другом языке. Как человек с человеком. Объяснять терпеливо и при этом коротко — тем языком, который вызывал бы больше взаимного уважения и был бы ориентирован на помощь в удовлетворении потребностей людей.

И последнее, что можно отметить при анализе цифровых сервисов, — то, что они недостаточно адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — с точки зрения программной составляющей и дизайна. Например, зачастую отсутствует необходимый уровень контрастности в дизайне. Для человека с хорошим зрением эта проблема не критична, а вот для слабовидящего пользователя это серьезное затруднение.

В чем причины недочетов?

1.Требования законодательства и стандарты в области доступности и удобства электронных сервисов недостаточны и носят рекомендательный характер — поэтому на практике они зачастую не соблюдаются.

2.Дефицит команд специалистов, умеющих делать простые, понятные и удобные для людей сервисы. Обеспечение доступности — это действительно командная работа, и для нее недостаточно компетенций только разработчика. Важную роль в команде для выполнения этой задачи занимают UX/UI-дизайнеры, которые создают удобные интерфейсы. Для остальной команды — разработчиков, тестировщиков, копирайтеров, продуктологов — понимание базовых принципов доступности и использование их в своей работе также необходимо.

3.Как обозначалось выше, при создании цифровых сервисов разработчики подстраиваются под заказчиков, а не под клиента.

4.Отсутствие подразделений и сотрудников, которые сопровождают пользователя и могут разъяснить порядок взаимодействия с сервисом.

Что делать?

Чтобы решить эти проблемы, важно уйти от стереотипа, что делать сервисы доступными — это дорого и долго. Когда критерии доступности используются по умолчанию (и, в идеале, учитывают с самого начала проекта), а у разработчиков есть соответствующий опыт, то время разработки меняется, но не существенно.

Для системного решения проблемы недоступности российских цифровых сервисов нужен их более глубокий и основательный анализ — с указанием типичных ошибок, с рекомендациями руководителям и разработчикам, ответственным за предоставление услуг в электронном виде, с конкретными решениями, как создать доступный и удобный цифровой сервис.

Таким анализом решили заняться и мы (Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС) совместно с компанией Google. Мы подробно изучаем текущее состояние доступности госуслуг на 30 социально значимых сервисах (федерального, регионального и муниципального уровней) для обычного человека, которому нужно получить от государства услуги или информацию в его конкретной жизненной ситуации. В числе изучаемых сайтов — порталы «Госуслуги», «Работа России», бизнес-навигатор МСП, сайты МВД, ФНС, Росреестра, Росстата, Минздрава, ЦИК.

Весной 2022 года по итогам исследования мы выпустим подробное руководство (гайд) по созданию доступного и удобного для пользователя государственного сервиса.

По такому гайду будет удобно проверять соответствие сервисов госорганов требованиям инклюзивности и составлять рейтинги доступности министерств, ведомств, регионов, муниципалитетов. Рейтинги, в свою очередь, могут мотивировать госструктуры на совершенствование своих сервисов.

ИСТОЧНИК:

https://trends.rbc.ru/trends/social/61f282619a79477b01d987fe?from=mainpage

1 комментарий
Понравилась публикация?
26 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Сайт госуслуги мастырили кажется где то в подвале или на чердаке , крайне тормозной и не удобный.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Когда лицо было зарегистрировано в квартире "по дружбе" ,но фактически не проживало: какие меры можно предпринять? Практика юриста

Иногда цель оформления регистрации по месту жительства не связана с желанием проживать именно в этой квартире, а требуется для других нужд. В качестве примера можно привести такие необходимости,...

Щедрость

Она вспоминает это не сразу. Сначала просто разговор, обычный, кухонный. Девяностые, дача, вечное «нет денег», смешки, кто что ел. А потом вдруг всплывает арбуз. И сразу внутри что-то ёкает. Странно,...

Наша жизнь и действия чиновников.

Хочу отметить то, что чиновники сегодня вынуждены возвращаться к достижениям советской эпохи, к теме Великой Победы, потому что им нечего представить людям из современных свершений. Позорно показывать то,...

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

«Он не был грузином»: что показал анализ ДНК Иосифа Сталина. Это важно?

21 декабря 2025 года Иосифу Виссарионовичу Сталину исполнилось 147 лет. Родившийся в маленьком грузинском городе Гори, этот человек стал самым авторитетным политиком и государственным деятелем 20-го века,
02:46
Поделитесь этим видео

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.

Дмитриев прозрачно намекнул о грядущих переговорах по Украине

Спецпредставитель российского президента и генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев намекнул, что следующая встреча делегаций РФ и США по Украине состоится уже в Москве. Журналисты сделали такой вывод по селфи,...

Когда лицо было зарегистрировано в квартире "по дружбе" ,но фактически не проживало: какие меры можно предпринять? Практика юриста

Иногда цель оформления регистрации по месту жительства не связана с желанием проживать именно в этой квартире, а требуется для других нужд. В качестве примера можно привести такие необходимости,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы