«НЕБО. САМОЛЁТ. ДЕВУШКА»
Экзистенциальная мелодрама
Рената Литвинова, Дмитрий Орлов, Михаил Ефремов, Ярослав Бойко, Инга Стрелкова-Оболдина, Максим Курочкин, Константин Мурзенко
Премии: первое место по голосованию зрителей в конкурсе «Выборгский счёт» на фестивале «Окно в Европу» в Выборге в 2003 году
Скорее всего, нынешним начинающим режиссёрам не хватает воздуха и ощущения неба над головой, раз они берутся, например, экранизировать так и не снятый сценарий Геннадия Шпаликова «Ковчег» (что сделал Юрий Кузин) или же заново пересказать пьесу «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского, которая в конце 60-х годов стала основой для популярной киномелодрамы «Ещё раз про любовь». И если фильм Кузина практически бессилен в том, чтобы уловить атмосферу и дух неповторимого минувшего, то «Небо. Самолёт. Девушка» Веры Сторожевой по сценарию Ренаты Литвиновой и с ней же в главной роли поражает совершенно необъяснимым проникновением в самую суть шестидесятых, хотя действие перенесено в наши дни.
Тут есть постижение на некоем экзистенциальном уровне, причём с несомненным учётом исторической дистанции, поскольку естественное, как дыхание, существование на экране всё же имеет более чётко выраженный, чем в оригинале, трагический надлом. Дело вовсе не в том, что героиня-стюардесса должна погибнуть в самолёте или непременно оставить, как сама обещает, своего возлюбленного, который, увы, не соответствует ей. Странность и непреходящее одиночество как раз и заключаются в тотальном несоответствии яркой человеческой индивидуальности и окружающего мира. В нынешние же неромантические времена эта «нездешняя женщина» тем более может показаться ангелом с небес или инопланетянкой, хотя Литвинова вроде бы впервые сыграла очень узнаваемого человека, а не образ-стиль-символ. Но в финале фильма есть некая непостижимая лёгкость перехода в мир иной, когда смерть воспринимается словно избавление.