Почему нас так интересуют серийные убийцы? И почему они убивают.

Серийные убийцы вроде Чарльза Мэнсона или вымышленного Ганнибала Лектера по большому счету не представляют для общества серьезной угрозы, но мы испытываем к ним странный, почти болезненный интерес
В крошечном городке Пеннсбург, расположенном на востоке Пенсильвании, стоит маленький дом. В нем хранится коллекция, которую вы вряд ли найдете в музее.
Все стены комнаты на первом этаже увешаны картинами, на которых изображены боль и страдания, черепа различных форм и цветов, женщины в откровенных позах, фольклорные сюжеты и фантастические животные.
Однако особенными их делает не столько содержание, сколько авторство: все они были нарисованы серийными убийцами.
Этот дом принадлежит Джону Швенку - человеку, который занимается коллекционированием рисунков убийц и их вещей, как другие коллекционируют марки или сувениры.
Одним из наиболее ценных предметов своей коллекции он считает портрет авторства Джона Уэйна Гейси, изнасиловавшего и убившего не менее 33 мальчиков и молодых людей в Чикаго в 1970-е годы.
Он получил прозвище "Убийца-клоун" из-за своих выступлений на детских праздниках, где изображал клоуна.
Среди других "жемчужин" коллекции Швенка - череп, нарисованный "Ночным сталкером" Ричардом Рамиресом, ответственным за многочисленные убийства и изнасилования в Калифорнии в 1984 и 1985 году, и несколько рисунков Чарльза Мэнсона, лидера коммуны "Семья".
Именно Мэнсон в 1969 году организовал жестокое убийство беременной актрисы Шэрон Тейт и еще шести человек в Лос-Анджелесе.
Помимо рисунков, в коллекции Швенка имеются тысячи писем от серийных убийц, ожидающих казни в камере смертников. Многие из них адресованы лично ему.
Ему присылают пряди волос, тюремные робы, персональные карточки заключенных, вставные челюсти, неиспользованную зубную нить и многие другие странные и зловещие предметы.
С некоторыми из убийц он успел не только обменяться письмами, но и встретиться. И даже подружиться.
"Мне интересно, что заставляет людей убивать себе подобных и делать это снова и снова", - утверждает он. Он признает, что двое или трое из его знакомых - "действительно жуткие личности".

Так он называет тех не поддающихся исправлению сексуальных маньяков, которые, как надеется жена Швенка Стейси, никогда не выйдут из-за решетки. Ее пугает то, что им известен адрес четы Швенков.
Когда я попросил Швенка рассказать, чем эти люди так его заинтересовали, он дал мне прослушать запись одного из своих многочисленных телефонных разговоров с Мэнсоном.
В начале разговора Мэнсон протяжным скрипучим голосом интересуется у Швенка, откуда тот звонит. Швенк отвечает, что он дома, в Пенсильвании, и тогда знаменитый преступник отпускает несколько замечаний об амишах (консервативная религиозная секта, члены которой проживают в основном в США и Канаде. - Прим. переводчика).
После этого он начинает перепрыгивать с одной темы на другую, выдавая совершенно бессвязный монолог об экологических движениях, войне во Вьетнаме, своей прежней привычке тайком проникать в большие особняки (и убивать их жильцов, кстати говоря), обо всех, кто должен ему денег, и о том, что бы он с ними сделал, а еще о "новом мировом порядке".
В какой-то момент он начинает напевать песню "Американский пирог" Дона Маклина.
Трудно сказать, дает ли этот разговор хотя бы небольшое представление о том, что творится у Мэнсона в голове (Швенк говорит, что из всех их разговоров этот еще довольно внятный).
В то же время можно не разделять увлечение Швенка и при этом находить его интересным. Тема жестоких преступлений и особенно серийных убийц пользуется большой популярностью в массовой культуре.
Образ Джека-Потрошителя, ставшего самым знаменитым серийным убийцей ( возможно, потому, что его так и не поймали), со значительной долей художественных вольностей был увековечен в сотнях романов, комиксов, фильмов и телевизионных шоу.
Экскурсии (особенно ночные) по восточному Лондону, где он когда-то орудовал, все еще пользуются огромной популярностью. Криминальные сериалы, такие как "Настоящий детектив", "Декстер", "Крах" и "Джинкс", собирают миллионные аудитории.

"Волна безумия"
Серийные убийцы и им подобные привлекали внимание широкой публики со времен появления в начале XIX века бульварной прессы.
По словам Шейна Маккорристина, историка культуры в Кембриджском университете, Уильям Кордер, один из последних публично повешенных в Англии преступников, приговоренный к смертной казни за убийство любовницы, стал причиной "волны безумия", накрывшей общество еще до его смерти в 1828 году и продолжавшейся еще много лет.
Кордер совершил всего одно убийство, причем не особо тяжкое, однако в свое время он пользовался такой же дурной славой, как Джек-Потрошитель в конце того же столетия или Чарльз Мэнсон сегодня.
Его историю инсценировали в театральных постановках и кукольных представлениях на деревенских ярмарках.
Были проданы сотни тысяч нотных листов с балладами об этом преступлении. Десятки тысяч людей приходили посмотреть на амбар в Суссексе, где произошло убийство.
На казни Кордера присутствовало не менее 7000 человек, а кусок его скальпа вместе с ухом несколько недель демонстрировался в витрине магазина на лондонской Оксфорд-стрит.
"Сегодня кажется невероятным, что тело Кордера расчленили на потеху толпе, а его преступление послужило сюжетом для несчетного количества инсценировок", - пишет Маккорристин в своей книге "Уильям Кордер и убийство в Красном амбаре", вышедшей в свет в августе прошлого года.