Как зарегистрировать право собственности на недвижимость?!
В 1998 г. поменялись правила оформления сделок с недвижимостью. Право собственности на объекты недвижимости и сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации.
Законы, устанавливающие обязательность регистрации право собственности на недвижимость.
1. Гражданский кодекс РФ (статьи 130; 131).
2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ.
До 01.03.2013 обязательной государственной регистрации также подлежали договоры на основании, которых был переход право собственности (купля-продажа, дарения, мена и прочее). По новым правилам договор-основание не требует регистрации, а регистрируется лишь переход право собственности на объект недвижимости.
Обратите внимание! Некоторые виды договоров по-прежнему необходимо регистрировать. К ним относятся:
1) Договор долевого участия при строительстве квартиры;
2) Договор покупки квартиры с использованием заёмных средств (ипотека).
Государственная регистрация данных видов договоров связывается с особыми рисками при долевом строительстве и ипотечном кредитовании.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации со дня вступления в силу ФЗ №122, т.е. с 31.01.1998.
Право собственности на недвижимость возникшее до указанной даты признаётся действительным и обязательной госрегистрации в этом случае не требуется. При этом подтверждают право собственности, ранее выданные документы (договоры, удостоверенные в нотариальном порядке, технический паспорт БТИ и пр.).
Обратите внимание! Государственная регистрация право собственности возникшее до 31.01.1998 возможна по желанию владельца недвижимости. Но при отчуждении квартиры (продажи, дарении, мены и прочее) собственник в обязательном порядке должен зарегистрировать право собственности, даже если оно возникло до 31.01.1998.
При этом к недвижимому имуществу относятся:
1) земельные участки;
2) индивидуально жилые дома;
3) дачи;
4) квартиры;
5) комнаты в коммунальной квартире;
6) гаражи и пр.
Порядок регистрации перехода права собственности на недвижимость.
Гражданин, регистрирующий переход право собственности должен подать заявление о регистрации с необходимыми документами на объект недвижимости в регистрирующий орган (Росреестр) по месту нахождения регистрируемого объекта недвижимости (квартиры, дома, дачи). При этом в настоящее время заявление о регистрации права собственности нужно подавать в Многофункциональные центры (МФЦ). Например, на территории многих регионов РФ, в районах действуют МФЦ «Мои документы», которые наделены правом приёма документов для регистрации право собственности, затем МФЦ передаёт эти сведения в Росреестр, и документ о праве собственности также получаем в этом МФЦ.
Необходимые документы для регистрации перехода право собственности.
Заявление о переходе права собственности заполняется, как правило, сотрудниками МФЦ.
Кроме заявления, владельцу нужно представить следующие документы:
1. Правоустанавливающий документ на квартиру (дом). Таким документом в зависимости от конкретной ситуации может быть:
а) договор купли-продажи (если квартира куплена);
б) договор дарения (если квартира подарена);
в) договор мены;
г) свидетельство о наследстве при наследовании;
д) договор о приватизации;
е) договор ренты (пожизненное содержание с иждивением) и пр.
2. Квитанция об оплате госпошлины.
В регистрирующий орган нужно представить оригиналы и копии квитанции об оплате госпошлины.
Обратите внимание! В квитанции нужно будет вписывать номер СНИЛС, поэтому заявитель должен иметь при себе страховое свидетельство пенсионного страхования.
3. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
Кроме оригинала, нужно представить копию паспорта с главной страницы, а также со страницы о регистрации по месту жительства.
4. Страховое свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС).
После приёма документов на регистрацию заявителю выдаётся уведомление, в которой указывается дата, когда заявитель может получить свидетельство о праве собственности.
Обратите внимание! В настоящее время документ о праве собственности выдаётся на обычном листе А 4 и документ не цветной, как было ранее. До этого свидетельства было цветным, в разное время цвет документа был зелёный, розовый.
Сейчас документ о праве собственности называется Выписка из Росреестра и состоит из нескольких листов.
Выписка из Росреестра подтверждает точность информации только на дату выдачи документа. Возможно, что после выдачи документа произойдут изменения с данным объектом недвижимости (например, квартира может быть заложена, дом арестован и.т.п.). Поэтому точную и актуальную информацию о конкретном объекте недвижимости можно будет получить из Росреестре, обратившись с запросом.
Размер госпошлины за регистрацию права собственности на объекты недвижимости.
1. За регистрацию перехода права собственности на жилую недвижимость (квартиру, дом) гражданам нужно будет уплатить госпошлину в размере 2 тыс. рублей.
Обратите внимание! Госпошлина для организаций составляет 22 тыс. р.
2. Госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок, предоставленный для деятельности не связанной с предпринимательством (сад, огород, дача, ижс) - составляет 350 рублей.
При регистрации ипотеки будет выдан документ о праве собственности, но с обременением - залога недвижимости в силу закона. И владелец квартиры, не может без согласия банка распоряжаться данной недвижимостью до полной выплаты ипотеки, снятия залога и регистрации в Росреестре снятие обременения.
Государственная регистрация права собственности на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение трёх дней, следующих за днём приёма документов.
Такой сокращённый срок регистрации право собственности связан с тем, что нотариус, удостоверяя договор, проверяет все представленные сторонами документы и у сотрудников Росреестра уменьшается объём работы.
Право собственности на недвижимость подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
И граждане, заинтересованные в получении информации из ЕГРП о любом объекте недвижимости могут сделать запрос в Росреестр, уплатив госпошлину. Россрестр предоставит справочную информацию, о зарегистрированном праве на недвижимость, дату регистрации права, ФИО владельца и прочее. Также некоторую справочную информацию можно получить на сайте Росреестра, и через портал государственных услуг.

Регистрировали ли вы права собственности на недвижимость?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за полезную информацию!
Ждем новых публикаций
Интересно
Благодарю
Спасибо за интересный и полезный материал