Кира Владимировна
Кира В Подписчиков: 140
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 84

" Тайная" химическая катастрофа в Ярославле 

329 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 19,28 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Крушение поезда


34 года назад токсичное вещество - гептил разлился у железнодорожного моста через Волгу

1 февраля 1988 года в 0 часов 25 минут в Ярославле на перегоне Приволжье – Филино произошла авария грузового поезда М 2502. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с компонентом ракетного топлива – несимметричным диметилгидразином (НДМГ), проще, с гептилом.

У одной из цистерн разгерметизировался люк и опасное вещество потекло на землю.

По оценке штаба по ликвидации последствий аварии, объем пролитой жидкости составил 740 литров. Существовала угроза попадания химии в Волгу, массового отравления жителей Ярославля. Кроме того, гептил чрезвычайно взрывоопасен. Настоящее ЧП. Правда, тогда многие не знали, какая опасность нависла над городом. Что именно вытекало из цистерны, какое-то время держалось в секрете. Да и сейчас об аварии многие не знают. В годовщину катастрофы мы решили рассказать, как это было и какие последствия для здоровья ярославцев оставила эта авария.

Эвакуация населения

К утру, как указали в информационном материале Штаба гражданской обороны РСФСР, выпущенном в 1989 году, обстановка в районе крушения осложнилась. Утечку гептила из цистерны остановить не удалось. Кроме того, изменилось направление ветра в сторону жилого массива. Было решено эвакуировать людей из близлежащих домов — в клуб «Гигант» и ДК имени Добрынина. Эта работа началась примерно в 6:30 и завершилась к 9:20. В итоге было эвакуировано около 3000 человек. Работникам близлежащих предприятий было предписано выдать средства защиты.

Устранение последствий.

Гептил взрывается легко, зона поражения при взрыве – весь Ленинский район, часть Кировского и Дзержинского. Ключ нашли на НПЗ. Но завинтить наглухо цистерну не смогли. Не подняли ее и с первого раза: тросы соскользнули по облитым пожарной пеной бокам. Только к пяти вечера цистерну поднял опытный крановщик Николай Мосейченко. За 16 часов вытекло 740 литров гептила (почти столько содержит отработавшая ступень космической ракеты, только она падает не в центре большого города). Из них 450 литров было собрано в емкости. Остальное ушло в грунт. Объем зараженного грунта составил 150 кубометров. 3 февраля приступили к его выемке. 100 кубов слабозараженного грунта вывезли в карьер Ростовского района и там обеззаразили сжиганием в керосине. Узнав об этом, взбунтовались жители окрестных деревень. Остальные 50 кубометров сильнозараженного грунта под покровом ночи вывезли к селу Троицкому Гаврилов-Ямского района. Этот грунт сжигали несколько раз, затем захоронили юго-западнее Троицкого в траншее длиной 21 и глубиной 3 метра. Гептильный грунт пересыпали слоями хлорной извести. Захоронение огородили колючей проволокой и вывесили плакаты «Внимание! Не копать: отходы хлорной извести!» Говорят, еще долго в этих местах бегали лысые лисицы и зайцы, гибли лоси, массово дохли грызуны.

Ликвидаторы аварии.

Одним из первых ярославцев, которые узнали о крушении поезда, стал капитан милиции Александр Пермяков. Милиционер рванул на помощь. И, проезжая на патрульной машине недалеко от железнодорожного моста, увидел опрокинувшиеся вагоны. На месте катастрофы было несколько военных, сопровождавших железнодорожный состав. Они тушили загоревшийся вагон-теплушку, в котором ехал караул. Во время происшествия этот вагон опрокинулся. От находившейся там печи распространился огонь. Но военные быстро потушили пожар своими силами.

Пермяков сообщил по рации о произошедшем в Ленинский отдел милиции, а оттуда сигнал пошел в УВД. Параллельно информация о крушении поступила дежурному гражданской обороны области от машиниста поезда через дежурного по железнодорожной станции и транспортную милицию. По тревоге были подняты пожарные, милиция, военные. Весть о катастрофе начала распространяться по городу.

Одним из первых на месте происшествия оказался Михаил Суханов. Тогда он был пожарным военизированной пожарной части № 12, которая находилась как раз рядом с местом происшествия.

— Мы с напарником были в дозоре на шинном заводе. Когда возвращались в часть, увидели уходящий поезд, торчащий вверх кусок рельсов и валяющуюся на путях железнодорожную цистерну. Никакого оцепления еще не было. Мы поднялись на насыпь. Цистерна лежала на боку, из нее что-то струйкой вытекало. Я подставил сапог, чтобы посмотреть, что это. Тогда не догадывался, что это может быть отравляющее вещество. Жидкость была прозрачная, не вязкая. Запаха я особо не почувствовал. Внизу лежала еще одна цистерна. Вернулись в часть, доложили обо всём руководству. У места происшествия было организовано дежурство. Мы развернули пожарные рукава, подготовили пену на случай возгорания. Было очень холодно — мороз около 20–25 градусов. Поэтому дежурили по сменам — минут по 15–20, потом меняли друг друга, уходили греться. Когда приехало руководство управления пожарной охраны, возник вопрос, почему мы не в противогазах работаем. Но никто не знал, что они нужны. Только после этого был приказ надеть противогазы, — рассказал он.

Михаил говорит, что для его здоровья та ночь прошла более-менее бесследно, серьезных проблем у него не было. Хотя он слышал, что многих, участвовавших в ликвидации, уже нет в живых.

Официально погибших и раненых во время ЧП не было. Поэтому медиков на место катастрофы сначала не вызывали. Но через несколько часов нескольким людям, находившимся в очаге токсической угрозы, стало плохо. На место происшествия выехала бригада интенсивной терапии в составе врача Нины Павловны Кузнецовой, фельдшера Ангелины Сетковой и водителя Вадима Дьяконова. Сейчас уже никого из них нет в живых. Нина Павловна ушла из жизни последней — в феврале 2019 года на 82-м году жизни.

«Вызов в скорую поступил в 8 часов утра. Врачам сообщили, что умирают два человека. Это были военные-башкиры, которые сопровождали опрокинувшийся поезд.

Стела в память о погибших.

На ликвидации ЧП, по данным мэрии Ярославля, был задействован 1171 человек. Кого-то после этого наградили грамотами и премиями. Но большинство не получило от государства ничего, даже благодарности. В региональном законодательстве никакие льготы для них не предусмотрены. Некоторые пытались бороться, что-то выбивать, но сейчас уже сдались. Единственное, о чём еще мечтают ликвидаторы-активисты, — это поставить памятную стелу рядом с местом трагедии. Вадим Апахов недавно официально обращался к властям города и области с таким предложением. Но ему ответили: чтобы рассмотреть инициативу, нужно собрать не менее 50 подписей ликвидаторов и других горожан. Самостоятельно заниматься этим Вадим Апахов уже не в состоянии — не позволяет здоровье. Поэтому стела, скорее всего, так и не появится.

1 февраля 2018 года 13 из оставшихся в живых ликвидаторов аварии в знак протеста задумывали перекрыть автодорогу у места катастрофы – напротив дома № 3 на Республиканском проезде, совсем рядом с железнодорожным мостом. Задумывали, но не сделали. Все они инвалиды. Нет у них больше сил просить, чтобы о них помнили.

А есть ли виновные в этой аварии?

Виновных в той аварии нет. Считается, что от вагона на ходу отвалилась и упала на пути буферная тарелка, вагоны сошли с рельсов. Возбужденное Северной транспортной прокуратурой уголовное дело было закрыто 12 октября 1988 года за отсутствием состава преступления...

1 комментарий
Понравилась публикация?
31 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за интересный материал

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Цена неуместной шутки. Журналистку уволили за высказывания о пассажирах самолёта, терпящего бедствие.

Недавний инцидент с увольнением журналистки «Москвы 24» Евгении Оболашвили за ее неуместные и бесчеловечные высказывания в адрес пассажиров терпящего бедствие самолета вызвал широкий общественный резонанс.
00:28
Поделитесь этим видео

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Новая отметка в вашем паспорте с 1 января. Цифра - наше всё

Как сообщил в начале декабря заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Каплан Мугдинович Панеш с 1 января по желанию граждан в паспорте можно проставить новую отметку.
00:48
Поделитесь этим видео

"Эффект Долиной "! Справедлива ли травля звезды РФ?

Огромная часть населения Российской Федерации уважает творчество русской певицы Ларисы Долиной. Это не просто красивый голос эстрады, но определённая эпоха, занимающая особое место на протяжении десятков лет,...

Эхо грядущей войны?

Художественный фильм «Минута молчания» вышел в 1971 году, и в нем прозвучала ...
04:12
Поделитесь этим видео